Федерация спортивного туризма
Объединение туристов Москвы
Цхенисцкали
-Хеледула
Московский городской центральный туристский клуб
Отчет
о водном туристском путешествии с эл.6 к.с. по Грузии: Москва –-Тбилиси
– сплав по р. Цхенисцкали от пос. Техали
до Лентехи – сплав по р. Хеледула- сплав по р. Цхенисцкали до Цагери
–Тбилиси- Москва,
совершенном с 29 апреля по 9 мая
Маршрутная книжка: № 1/4-603
Руководитель группы: Цветкова С.В.
141400, Московская
обл., г. Химки,
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет элементы 6 ( шестой ) категории сложности.
Отчет использовать в библиотеке _______________
Москва 2006г.
Справочные сведения о путешествии
1. Основная нитка маршрута Москва –-Тбилиси – сплав по р. Цхенисцкали до Лентехи – сплав по р. Хеледула- сплав по р. Цхенисцкали до Цагери –Тбилиси- Москва.
2. Протяженность сплава –
3. Продолжительность: общая – 11 дней, активной части - 8 дней;
4. Тип судов: 2-х местный катамаран- 4 штуки; пластиковый каяк- 1 штука
5. Сроки проведения: с 29 апреля по 9 мая 2006.
6. Количество человек - 9;
7. Рассмотрение заявочных материалов произведено в МКК ФСТ ОТМ.
8. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ. Шифр: 177-00-66665555
1 |
Цветкова
Светлана Викторовна |
1961 |
|
|
Кара-
Алаха- Ак- Алаха- Аргут- Катунь-6(р), Оран-6(р), Укучикта-6 (р), Китой-6(р),
Китой- Онот-5(р), Хара- Мурин-5(р,у), Урик-5(р, р), Она-4 (р,р), Катунь-5(у),
Снежная-Темник-5(у), Ойгайнг-Пскем-6(р), Аварское, Андийское Койсу-4 с 6(р),
Белая-2 с 6,Б. Лаба, Кубань, Кодори, Риони, Зеленчук, Мзымта, -2 с5(р),
Башкаус- Чулышман -5(Р), Дзорагет - эл 5(р), Джаваш- Гол- Шишхид- Гол -5(р),
Арпа- М.Нарын-6(р) |
Руководитель,
катамаран-1-капитан |
2 |
Медведев Петр Викторович |
1961 |
|
|
Кара-
Алаха- Ак- Алаха- Аргут- Катунь-6(у), Оран-6(у),Укучикта-6 (у), Китой-
Онот-5(у), Хара- Мурин-5(у), Урик-5(у), Она-4 (у), Зеленчук,
-2 с5(у), Б. Лаба (эл.6), Кубань, Башкаус- Чулышман -5(у), Дзорагет-
эл. 5 (у), Джаваш- Гол- Шишхид- Гол -5 (у), Арпа- М.Нарын-6(у) |
Реммастер,
Катамаран-1, матрос |
3 |
|
1975 |
|
|
Б.
Зеленчук - Кубань - Аксаут (Р), Мзымта (У), Чуя-Катунь (У),
Шавла-Аргут-Катунь (У), Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут - Катунь (У), Сандалаш-
Чаткал-5 (у), Дзорагет 2 с эл 6- (у), Арпа- М.Нарын-6(у) |
Катамаран-2,
капитан |
4 |
Шетухин
Андрей Владимирович |
1977 |
|
|
Кутсайоки-Тумча,
3 усл-( р), Мзымта, 2 с 5 (у,р,р). Утулик, 4 (р), Кубань - Б. Лаба, 2 с 5 (у), Зеленчук - Б.
Лаба, 2 с 5 (у), Чаткал-5 (у) |
Катамаран-2,
матрос |
5 |
Аксенов
Дмитрий Олегович |
1976 |
|
|
Чон-Кемин,
Малый Нарын- 6(у), Фиртина 3 с эл 6-(у), Чаткал
5 к.с-у |
Катамаран-3,
матрос |
6 |
Кондратьев Владимир Александрович |
1976 |
|
|
Чонг-Кемину,
М. Нарын-6у, Ара-Ошей - Китой – Онот-5у, Чаткал-5у,
Фиртина 2 с 6-у,
Матча-Искандердарья-Фандарья- 5У |
Катамаран-3,
капитан |
7 |
|
1975 |
|
|
Чулышман
(6у), Кекемерен (6у), Коксу-Лепсы (5у) |
Катамаран-4,
матрос |
8. |
Булдыгеров
Вячеслав Владимирович |
1980 |
|
|
Чулышман
(6у), Чуя-Катунь (6у), Китой (5у), Белая Уба-Уба (3р) |
Катамаран-4,
капитан |
9. |
Шаров
|
1972 |
|
|
Фиртина
5 с эл6(у), Чон-Кемин-М. Нарын 5 с эл6(у),Чуя-Катунь 4(у), Мзымта, Кубань-Лаба. |
каяк |
Сведения о судах и экипажах
1.
Катамаран-1. Объем примерно
2.
Катамаран-2. «Гоша-2», производство
«Рафтмастер». Экипаж: Шетухин Андрей и
3. Катамаран-3 «Тритон». Экипаж: Кондратьев Владимир и Аксенов Дмитрий
4.
Катамаран-4 «Кулик» (без продольной рамы и с
двумя поперечинами). Экипаж:
5. Каяк пластиковый Necky Blunt. Шаров
Как ни странно, но информации о таких массово посещаемых в советские времена реках, как Цхенисцкали и Риони, оказалось до смешного мало. В библиотеке на Б. Коммунистической в Московском турклубе есть абсолютно невнятное описание сплава по Цхенисцкали ниже Лентехи на плоту, прохождение реки на байдарках, а среди нескольких отчетов по Риони нет ни одного с прохождением Уцерского порога. В Интернете можно найти очень эмоциональное описание прохождения Лентехского каньона, из которого не понятно ни его местоположение на реке, ни какие в нем находятся препятствия.
Увы - остается грустно констатировать факт, что рукописи горят – и нам приходится заново открывать и описывать когда-то хорошо известные реки. Бесценный опыт наших предшественников потерян. А ведь лет 20 назад я держала в своих руках хорошо написанный и оформленный отчет по Цхенисцкали, пройденный моими знакомыми из Подлипок. Следов его обнаружить не удалось – говорят, отчеты из Калининградского турклуба куда-то вывезли на машине и, вероятнее всего, выбросили, когда турклуб выгоняли из занимаемого подвала.
Воспоминания о грузинских реках, на которые мы, будучи студентами, так славно ходили осенью, на ноябрьские праздники, когда было уже готово молодое вино, когда в Москве уже падал снег, а мы приезжали в уходящее лето, не забудутся никогда. Я до сих пор помню ощущения, когда я первый раз приехала в Грузию, на Алазани. Мы вышли из автобуса и окунулись в бархатную грузинскую ночь. Горы и звезды, огоньки в окнах домов…
Очень хотелось снова побывать в Грузии. Я понимала, что теперь это уже совсем другая страна, но ведь реки и горы меняются мало…
Сходить на Цхенисцкали - Риони я готовилась еще в мае 2005 года, но выбор был сделан в пользу Турции. Видимо, внутренний голос на этот раз не зря постарался - на майские праздники 2005 года на Цхенисцкали было ужасное наводнение, смыло дороги, мосты, ЛЭП. Население эвакуировали вертолетами.
К идее этого похода я вернулась в начале 2006 года, связалась с туристическими компаниями в Грузии еще зимой. С февраля до конца апреля мы «утрясали» наши планы и стоимость.
Каждый день я отслеживала в Интернете информацию о политической ситуации в Грузии и отношениях с Россией – боялась, что внезапно могут прекратить выдачу виз или еще что-нибудь. Оказалось, что наши средства массовой информации сильно нагнетают атмосферу, и жизнь простых людей в Грузии, с которыми мы общались, не имеет ничего общего с описываемой в газетах. Политика- это одно, а реальная жизнь людей - другое. Нас никто не пытался ограбить. Местное население было чрезвычайно дружелюбно. Местные власти и полиция проявляли к нам живой интерес, и мы постоянно чувствовали их заботу о нас. Сотрудники турфирмы «Дила Плюс», с которой мы заключили договор о наших перевозках, организовывали для нас транспорт, беспокоились о нас, вполне добросовестно выполняли свои обязательства.
Итак, в результате долгой переписки по электронной почте с «Дила Плюс» был составлен следующий план действий:
- Часть ребят из нашей группы прилетает на день раньше. Они ночуют в гостинице, днем встречаются с микроавтобусом, предоставляемым нам турфирмой, и едут на рынок за продуктами, а затем встречают основную часть группы в аэропорту (самолет прилетал ближе к вечеру). Машина везет нас сразу в Лентехи, едем практически всю ночь.
- В Лентехи мы ночуем в одном из домов (какое-то учреждение) в спальных мешках, а с рассветом за нами приходят две другие машины - большей проходимости, которые завозят нас вверх по реке до места сплава. Одна из машин остается с нами.
- Андрея, который догонял нас и должен был прилететь на сутки позже, встретит «Нива», которая привезет его к месту стапеля (мы к этому времени построим катамараны и будем готовы к сплаву).
- Далее мы сплавляемся по Цхенисцкали, а машина постоянно находится с нами и возит наши вещи.
- Если мы захотим ехать вверх по Хеледуле, нам подгонят еще машину.
- Если мы захотим поехать на Риони, за нами придет грузовик, который перевезет нас и наши неразобранные катамараны.
- В ту точку маршрута, где мы в результате закончим сплав, придет за нами микроавтобус, который отвезет нас в заранее забронированную гостиницу в Тбилиси, где мы переночуем. Утром за нами придет машина, которая отвезет нас в аэропорт.
Нужно сказать, что наши планы корректировались (мы затратили на сплав по Цхенисцкали – Хеледуле больше времени, чем планировали, а на Риони не поехали совсем), но «Дила Плюс» постоянно обеспечивала нас транспортом, и наши планы не срывались из-за ожидания машин.
Местные жители были очень радушны и гостеприимны, но не навязчивы. В Лентехском районе нас сопровождал сотрудник полиции, которому из Тбилиси пришло указание – постоянно нас опекать, на всякий случай, чтобы ничего не случилось. Он даже ночевал у нас в лагере, хотя с нами были еще и местные водители. Когда мы приплыли в другой район – нас там уже ждали местные полицейские, которым тоже было дано аналогичное указание.
График движения на маршруте
Дата |
Дни пути |
Участок маршрута |
Км |
Способ передвижения |
29.04.06 |
1 |
Москва
– Тбилиси - Лентехи |
|
Самолет,
машина |
30.04.06 |
2 |
Лентехи-Техали,
стапель. Разведка р. Хеледулы |
18 |
машина |
01.05.06 |
3 |
Чихареши
- начало Лентехского каньона (пор 1-3) |
5 |
сплав |
02.05.06 |
4 |
Лентехский
каньон, пор. (4-5) |
2 |
сплав |
03.05.06 |
5 |
Лентехский
каньон, (пор.5-8) |
3 |
сплав |
04.05.06 |
6 |
Лентехский
каньон, пор. (9-13), до моста у пос. Лентехи |
8 |
сплав |
05.05.06 |
7 |
Заезд
в верховья р. Хеледулы Сплав
по р. Хеледула до 2-го порога |
12 5 |
машина сплав |
06.05.06 |
8 |
Сплав
по р. Хеледула. Обнос участка реки Разведка
р. Хеледула и поиск каяка |
1 1,5 |
Сплав Пешком, машина |
07.05.06 |
9 |
Сплав
по р. Хеледула от Лесопилки до устья. Сплав
по р. Цхенисцкали до пос. Цагери |
4,5 25 |
сплав |
08.05.06 |
10 |
отъезд
в Тбилиси |
|
Машина |
09.05.06 |
11 |
Тбилиси-
Москва |
|
Самолет |
Итого – активными способами передвижения (сплав) 72 км,
Транспортные возможности района. Подъезд и
отъезд с маршрута.
В настоящее время попасть из Москвы в Грузию реально только по воздуху. Экзотические варианты вроде заброски из Москвы на автомобиле не рассматриваются – есть вероятность заплатить на погранпостах и постах ГАИ денег больше, чем стоит авиаперелет.
Тбилиси связан регулярным
авиасообщением с различными городами мира, в том числе и с Москвой. Туда летают
самолеты нескольких авиакомпаний. Нами были выбраны «Грузинские авиалинии» за
недорогую цену (7350 рублей туда-обратно) и возможность провозить по
"Сибирь" летела из Москвы - в пятницу, 28 апреля в 12 утра, обратно- 10 мая утром (29 апреля и 9 мая рейсов "Сибири" нет, они летают через день.) Билет стоил туда- обратно 8060 руб.
Аэрофлот летел 28 апреля в 20-35 из Шереметьево, обратно- 9 мая в 7-45 утра.
Стоимость 8449 руб. (+сборы 5%, если покупать не в кассах Аэрофлота) В кассах на Белорусской мне сказали, что билеты продадут, если загранпаспорт уже на руках, а без загранпаспорта - никак.
Грузинские авиалинии летели 29 апреля, в субботу, в 13-45 из ДМД, обратно - в 8-45, 9 мая. (рейсы 929-930). Билеты на эти даты начали продавать только в начале марта.
Стоимость- 265 долларов по курсу ЦБ РФ + 100 рублей (но
обещали, что еще введут сбор 22 доллара). Багажа можно провозить
Билеты обещали продать без паспортов - номер паспорта можно вписать потом самим.
В аэропорту Тбилиси существует еще сбор 15 долларов за регистрацию. Не во всех авиакомпаниях этот сбор входит в стоимость обратного билета.
Резюме:
Наиболее дешевыми являются билеты "Грузинских авиалиний". Также в этой авиакомпании отпадают проблемы с провозом багажа. Удобно это и с той точки зрения, что у нас еще не у всех были готовы на тот момент загранпаспорта. Единственный минус - при таком раскладе мы попадали в Тбилиси только 29-го к вечеру. Этот день можно выиграть, если лететь "Аэрофлотом", но чтобы успеть на аэрофлотовский рейс, нужно было бы с работы 28 апреля уходить в обед.
Все перемещения по Грузии для нас организовывала компания «Дила Плюс», находящаяся в Тбилиси. Мы просили, чтобы одна и та же машина сопровождала нас весь поход, но они настояли на том, что при передвижении вдоль Цхенисцкали нам нужны более проходимые машины и лучше, если водителями будут местные жители. Поэтому машины у нас менялись не раз, но это была проблема представителей фирмы, и они нас ни разу не подводили. В аэропорту Тбилиси нас ждал микроавтобус, на котором мы доехали до Лентехи. Там (GPS: LENTEH) мы переместились в два других микроавтобуса, которые довезли нас до места начала сплава. Всю дорогу нас сопровождала машина, которая везла наши вещи и, при необходимости, катамараны. (Когда мы забрасывались вверх по Хеледуле, пришла еще одна машина). Из Цагери нас забрал еще один микроавтобус, который увез нас в Тбилиси. Все проблемы с предоставлением нам машин решала фирма, деньги мы платили представителям «Дила плюс».
От Тбилиси до Кутаиси идет отличная асфальтовая дорога,
потом до Лентехи ~
Вверх по Хеледуле идет грунтовая дорога, не проходимая для легковушек. Заезжали мы туда на двух «УАЗах» (один был с прицепом).
Сплав по р. Цхенисцкали (выше пос. Лентехи)
Сплав начали от пос. Техали, километров 15 выше Лентехи. (Фото 1.) На несколько километров выше Техали мест, удобных для стоянки, нет. Вся долина реки перемыта прошлогодним наводнением. Река здесь разделяется на многочисленные мелкие рукава, берега – намытые галечные отмели. Дорога сначала идет вверх по правому орографическому берегу, затем переходит на левый.
Встали лагерем (GPS: S01) в Техали на правом орографическом берегу, переехав по мосту на ответвление дороги. Рядом - какое-то одноэтажное промышленное здание.
Река ниже Техали – несложная шивера. Дорога идет по левому берегу реки. Постепенно характер реки меняется, мощь шивер усиливается. Река входит в небольшой каньон с отвесными стенками, в каньоне - шивера (идется сходу). Далее начинается Лентехский каньон.
Нужно отметить, что мы приехали на реку сразу после заморозков со
снегом, которые были в этом районе. Вода в начале нашего сплава была низкой, но
все время поднималась. Когда мы, закончив стапель на Цхенисцкали, поехали на
разведку р. Хеледула, мы увидели в ней голубую воду и несильную струю. Когда
мы, через 4 дня, пройдя Лентехский каньон, начали сплав по Хеледуле, мы увидели
мутный поток, несущийся с большой скоростью. Когда мы, завершив сплав по
Хеледуле, пошли низ Цхенисцкали, то по нашим оценкам, расход воды уже был более
100 кубов, и был весьма напряжен для катамаранов-двоек.
Порог №1. Река поворачивает направо на 90 градусов. Перед поворотом характер реки меняется, более мощные бочки, сливы. Чалиться нужно на повороте к правому или левому берегу (лучше к левому, там дорога). Если зачалиться к правому берегу, то нужно будет вылезать наверх по крутой осыпи после моста, когда дорога перейдет на правый берег. После поворота виден мост (GPS: P01). Но если вы мост уже увидели, то чалиться будет поздно.
Начало порога- гряды бочек,
дальше - две бочки «галочкой». У правого
берега более спокойно. Под мостом - огромная обливная плита, а у левого берега
лежат остатки бетонного ограждения с торчащей арматурой. Через
Порог №2. Большой камень делит струю на 2 части. На него сильный навал. Слева и справа - узкие проходы. Справа улов с грибом, бочка. Слева – крутой слив с поворотом. Далее - ряд бочек. Проходили все справа от камня, прицеливаясь на заходе. (Фото 6 -15) Новосибирцев (катамаран-4) навалило на камень, баллоны встали друг относительно друга на 90 градусов. Сломали раму. Мы с Петром (катамаран-1) не сумели обойти бочку на выходе. Кат долго держало в ней (секунд 20, мне показалось вечностью). Остальные экипажи прошли без проблем. После порога, в месте нашей чалки, впадает правый приток, через который – автомобильный мост.
Порог №3. Сразу за пор. №2. На входе – ряд бочек,
крупные камни посредине русла, далее – камень ближе к правому берегу, но справа
от него есть проход. Далее – правый поворот, еще камень в русле и ряд бочек. По
правому берегу дорога спускается вниз (площадка для разъезда). Справа есть
небольшие улова. Ставили страховку и
чальщиков, помогать зачаливать катамараны в эти маленькие улова. Проходили порог справа, по зубьям и бочкам. (Фото 16- 19)
Ниже – протяженный участок с огромными камнями, валами, бочками. Линия движения неочевидна. Уловов нет. В некоторых местах проход у берега был затруднен из-за лежащих или нависающих бревен. Мы их спилили. (Фото 20)
Лагерь (GPS: S02) поставили на высокой полке (метров 15 над дорогой) перед мостом через приток после преп.2 (мы немного вернулись назад по дороге). (Фото 21)
Порог №4. Начинается грядой больших торчащих камней,
далее - навал на огромный бульник у левого берега. Но далее слева есть проход
через три большие бочки. Далее в середине русла еще один бульник, на который
навал. Справа от него – несколько рядов
бочек, есть очень маленькая чалка справа. В этом месте на берегу есть спуск
дороги на небольшую разъезженную колеями площадку. (Фото
22- 30)
Порог №5. Это, фактически, продолжение порога №4.
Начинается разветвлением реки на 2 протоки. Правая – относительно маловодная, в
нее несет не так сильно, в крайнем случае, попав туда, можно выброситься на многочисленные торчащие
камни. Чистых проходов нет. Левая протока начинается S-образным завалом камней, справа -
завалы камней, непроход в нашу воду. На
входе, левее, - два больших камня.
Проходы есть ближе к левому берегу, куда нужно уходить, лавируя между торчащих
камней. Далее – горка из бочек и сбоев струй, в правой части русла – камни. Далее
струя делится грядой камней примерно 2:3. Проход есть слева, в более
полноводной протоке. Далее - навал на скалу левого берега, после этого (GPS:
P02) - мешанина из бочек и камней. После этого нужно резко уходить по большим
бочкам к правому берегу для чалки. (Фото
31 – 44)
Ставили страховку после пор. №4, - три спасконца и людей - помогать
чалиться, автомашина стояла на дороге наготове - если кого-нибудь унесет вниз
по реке, можно будет догонять на машине. Один катамаран обнесли за пор. №5- на
нижнюю страховку. В середине пор. №5 поставили человека со спасконцом
(спускались к реке по веревке).
Проходили: пор. №4 – левее, затем уходили вправо, пор. №5 – к левому
берегу, в конце - чалились направо. Некоторые экипажи сидели на камнях при
заходе. За день все экипажи прошли преп. №4, зачалились, преп. №5 прошли два
катамарана и каяк. Начался дождь, прохождение закончили в 6 вечера, вернулись в
лагерь. Оставшиеся два катамарана прошли преп. №5 на следующий день, по
поднявшейся воде. Катамаран №1 не угребся на заходе, попал во все бочки.
Катамаран №4 прошел более удачно.
Порог №6. Начинается сразу за пор. №5. Осмотр с правого
берега. Начинается мощной шиверой. Поток разделяется на 2 части островом.
Правая протока чуть меньше левой. В правой - крутая горка из хаотических
обливных камней и бочек. Шли по центру с
местным маневрированием. В левой протоке – большие бочки и обливники. Все шли правой протокой, т.к. далее нужно
уходить под правый берег. При слиянии двух проток посредине русла -
огромный обливной камень, справа от него - узкий чистый проход, за которым
следует череда валов. Река поворачивает направо, косые стоячие валы и бочки, в
центре реки – большой обливной камень с огромной бочкой за ним (справа и слева
есть проходы). Далее – ряд бочек. Зачалиться
можно к правому берегу - здесь есть маленькие улова. Сюда спускается колея от
автодороги, идущей выше по полке. Чалки проблемные, нужно намечать заранее.
Ставили 2 спасконца за поворотом, в конце препятствия, и людей – помогать чалиться. Далее метров
50 динамичного сплава. (Фото 45- 48)
Порог №6 проходили правой протокой, вписывались в проход справа от
камня. Каяк тоже заходил правой
протокой, но на повороте его снесло левее, чем хотелось. Он попал на большой
камень, на нем кильнулся. Затем попал в большие бочки, еще несколько раз
килялся и вставал. Зачалился благополучно в улово у правого берега.
Порог №7 (с бревном) Река подпирается двумя большими камнями, один
- на правом берегу, другой в русле ближе к левому берегу. За
Порог №8 Начинается метров
через 50 быстротока с бочками и валами после пор. №7. Длина порога
Прохождение порога: Два экипажа перечалились на левый берег к снежнику,
стартовали оттуда. Остальные – с правого берега. Страховку спасконцами ставили
в конце участка, у ЛЭП, и в середине порога, после большого камня. Шли порог по
частям, два экипажа прошли до верхней страховки, затем зачалились, потом пошли
вниз. Затем пошли на прохождение еще 2 экипажа. Дима и Володя (катамаран-3)
зашли вдоль левого берега. Их утащило еще левее, чем они рассчитывали, но они
угреблись и попали в нужный слив. Мы с Петром (Кат-1) зашли тоже под левый
берег, но левее, чем нужно было, нас
навалило на обливняк под левым берегом и сбросило с него под отрицательную
скалу. Кат намертво застрял между скалой с нависающим козырьком и обливником, с
которого на баллон хлестала вода. Но кат ломаться и не думал, и киляться не
собирался. Мы показали экипажу катамарана, стоявшего на верхней страховке (ниже
нас), чтобы он перечалился на левый берег и помог нам. Андрей и Леня так и
сделали. Мы кинули им веревку (спасконец), привязав ее к раме катамарана. Я
переползла по веревке на берег, Андрей прошел по веревке к кату и стал помогать
Петру. Кат удалось вытащить только тогда, когда Лене пришла в голову светлая
мысль подсдуть баллоны, и он смог донести ее до Петра. Рама не поломалась, кат
надули снова. Я попросила минут 20 порелаксировать на берегу, потом мы с Петром
перечалились.
Каяк шел полулагом по правому краю левого прохода, рассчитывая
угрестись от обливняка к правому берегу, но линия движения была нарушена при
попадании в локальную бочку; каяк навалило на обливняк и он кормой ушел под козырек скалы левого берега, откуда
вышел невредимым и продолжил прохождение без приключений.
Учитывая опыт прохождения
предыдущих экипажей, оставшуюся часть порога все шли ближе к правому берегу.
Лагерь поставили на площадке (GPS: S03) около дороги.
Порог №9 Начинается шиверой от места, где была
наша стоянка (у опоры ЛЭП). В шивере, посредине русла - каменистый остров.
Дальше, на некрутом правом повороте, - свал с гряды камней у левого берега.
Самый правый камень – большой обливняк с большой бочкой, далее еще 2 бочки. За
порогом есть чалка. (Фото 54 - 59) Проходили или с правого края, или по центру.
Страховку ставили ниже порога за большим камнем, с места страховки порог был не
виден. Все прошли спокойно. Проходили справа от гряды и от большого обливника,
кат-2 ушел направо и обошел бочки, кат-1 проехал по ним. Кат-3 заходил по левой
протоке, вправо, поворот делал по внутренней дуге. Кат-4 прошел по центру.
Потеряв скорость при маневрировании и пробивании заходных бочек, каяк
лег в последней бочке и встал в непосредственной близости от большого камня у правого берега в притирку к которому
его протащило струей до выхода из порога.
Далее – шли двумя тандемами. Мощная
шивера с большими бочками и валами; можно все обойти. Прогонный участок был
примерно
Далее - порог №10.
Порог № 10 Река сужается в несложном прижиме на
скальном повороте. Левый поворот с прижимом, далее – снова расширение, и метров
100 спокойной воды. Затем - заходная шивера длиной метров 50. После ряда бочек
– крупные скальные обломки в центре и у правого берега. Далее - еще один камень на правом берегу (GPS:
P04), с карманом, в который навал. Далее - сильный прижим к левому берегу,
справа – улов. Заходили справа, проходили
между правым берегом и центральным камнем, далее уходили в центр, в мешанину
бочек. Некоторые каты задели скалу правого берега. Страховка ниже порога по правому берегу,
скала загораживает вид на порог. Первый
катамаран страховали с берега тремя спасконцами, следующие и каяк – с воды и
спасконцами.
Далее – длинный (примерно 800м) участок «пятерочного фона». Бочки, валы. В конце участка зачалились к правому берегу перед правым поворотом. Далее видна крутая горка с камнем. Справа вдали виден круто падающий ручей. (GPS: P05) Здесь выяснилось, что новосибирцы порвали катамаран. Они подняли его на дорогу, загрузили на машину и далее занимались съемкой на видео. В этот день они пороги больше не шли.
Порог №11 Начало порога – на правом повороте. Более
чистый проход ближе к левому берегу. Посредине – большой обливной камень с
мощным навалом и большой бочкой за ним. На повороте нужно прижиматься к правому
берегу, тогда проходишь по краю бочки. В конце порога справа – скала, с которой
стекает крутопадающий ручей. Слева - тоже скала. Русло круто поворачивает
направо, и не видно, что там за поворотом. В конце порога, перед поворотом,
большое улово. Страховку ставили
спасконцом в конце порога, прошли без проблем.
Чтобы посмотреть следующий участок, нужно вылезти на дорогу.
Порог №12 Начинается сразу после пор. 11, за правым поворотом. Слева, у берега, - камни, затем – камень в русле и еще один камень, которые создают двое «ворот». За воротами – еще один камень с навалом на него, а далее – еще один камень, стоящий у правого берега. Метров через 50 – остров посреди реки, на камнях застряло несколько бревен. Справа – сильный прижим к скале правого берега, затем, в правой части русла, «канализация» с несовсем чистым проходом по полуобливным камням. Чалка за порогом на правом повороте в улов правого берега.
Проходили: в правые ворота, затем – по правой протоке, уходя от
прижима. Страховали ниже порога с воды. Кат-2 прошел без проблем, кат-1–
тоже. Кат-3 навалило на один из камней в
заходных воротах, но не кильнуло. Каяк прошел маневрируя между камнями и
бочками по отличной траектории от правого берега к центру и затем опять вдоль
правого берега.
Далее – прогонный участок с большими валами и бочками. Километра через 1,5 – трос через реку, далее – опять прогонный участок. Шли сходу, 3 катамарана и каяк. Далее несложный порог №13.
Порог №13 (GPS: P06) Большие камни в русле. Два
камня, между ними слив с бочкой, справа
и слева тоже есть узкие проходы. Далее – еще один камень посредине русла, далее – ряд несложных
бочек. Страховали с левого берега спасконцом (первый катамаран), остальных – с
воды. Кат-2 прошел по центру, два других ката и каяк - справа.
За этим порогом - подвесной мост.
После моста река поворачивает направо, затем – налево. На левом повороте разделяется на 2 рукава, посредине – остров. После слияния двух рукавов река поворачивает направо, где начинается порог №14. Внимание! Очень сложный порог! Чалка к правому берегу.
Порог №14 (6С) Образовался 3 месяца назад во время
взрывных работ по прокладыванию дороги после наводнения. Очень большое падение.
Длина метров 200. Можно разделить условно на 3 ступени. Начинается на правом
повороте грядой огромных обливников, через который образуются сливы с мощными
валами за ними. Далее русло сужается, в центре стоит скала, которая делит поток
на две части, правая часть – негабарит, в левой части - огромная бочка. Далее
струя наваливается на большой обливной камень, который образует слив 1,5 –
1 ступень – заходные обливняки
2 ступень – скала, которая делит поток на 2 части и обливник с большой бочкой.
3 ступень – выходная горка. (GPS: P07)
Между ними чалок нет. Обнос по дороге 300-
Далее – участок шивер, деревянный
мост. На этом участке было 2 троса через реку. Лагерь поставили в чьем – то
огороде (GPS: S04) за
Сплав
по р. Хеледула (Первопрохождение)
Заехать вверх по р. Хеледула
можно по дороге, идущей вдоль реки из пос. Лентехи. Дорога проселочная, очень
грязно. Заехали вверх от пос. Хеледи километров на 5 (всего - километров на 12
от устья). Катамараны везли неразобранные на УАЗе с прицепом. (Фото 61 – 64)
Начали сплав от устья правого притока Хеледулы - Цихеди. (Фото 65) Здесь, на левом берегу Хеледулы, хорошее место (GPS: H01) для стоянки. Воды вполне достаточно для сплава, но ниже - кусок с реки с островами и завалами из деревьев, река спокойно меандрирует по долине. Километра 2-3 сплава – разбои, завалы из деревьев. Река разливается на несколько рукавов. Шли, переговариваясь по рациям, как лучше проходить завалы и разбои. Далее – первый порог. Буква (Х) означает «Хеледула». Такая нумерация введена во избежание путаницы с лоцией Цхенис-Цкали
Порог №1 (Х) Начинается через
Кат- 4 пошел первым, ткнулся носом в левую скалу и зачалился в 1-е улово. Кат-2 прижало к левому камню, косой вал притопил правый баллон, ребята вылезли на камень, далее слезли с камня и зачалились. Кат-1 все прошел по центру, налетел на левую скалу, зачалился еле- еле во второе улово. К этому времени ребята просмотрели участок ниже, сказали, что чистому проходу следующего участка мешает бревно.
Кат-3 не смог зачалиться в намеченные улова, т.к. зашел правее, уходя
от прижима к левой плите. Митя выпрыгнул при чалке, не удержал кат и поплыл
вниз, держась за него. Чуть ниже кат заклинило на бревне и камне, ребятам
кинули спасконец, стащили с камня. Зачалились благополучно.
Каяк кильнуло в жесткой бочке за скальным выступом и струей вынесло под
левый берег, где каякер благополучно встал и зачалился в1-е улово.
Ниже – проблемный участок с бревном. От места чалки - метров 100 до левого притока в с. Хеледи.
Вытащили каты на берег и пошли к лесопилке, где нас ждала машина и
можно было поставить лагерь. (Фото
72-73)
Около лесопилки – хорошая стоянка, машина проехала в проем в ограждении и встала рядом с палатками. Вода в реке все время прибывает.
Порог №2 (Х) Начинается перед левым притоком. Основное
русло реки уходит направо, крутой правый поворот. Образуется левая маловодная
протока (в высокую воду). В правой протоке – ряд очень жестких бочек; после
этого в центре струи стоит большой камень, окруженный рядом обливняков. (Приток
впадает ниже этого камня.) Основная струя уходит направо, там прижим к правому
берегу, и там застряло бревно на камне. Проход слева от большого камня заперт
еще одним полуобливным камнем. Дальше - впадает левый приток (GPS: H04). Далее – быстроток с бочками
и валами. (Фото 74 –80) Маленький
улов слева (пригоден для страховки). Кат-4
прошел ближе к правому берегу, впритирку к камню, резко уходя от прижима. Струя от отбойника поправила носы катамарана.
Зачалились ниже места страховки Кат-2
прошел по бочкам. На заходе одна из бочек сильно тормознула их кат, съехали с
обливника, зачалили кат к л.б.
Каяк кильнулся через корму в одной из жестких заходных бочек. Наш
каякер отстрелился и, встречаясь с многочисленными камнями ,стремительно
понесся вниз по течению. Камень он
обошел слева, и, уперевшись ногами в один из мелких камней, умудрился немного
подышать, но потом был выбит струей в бочку за камнем, после чего появился он
из воды всего 2 раза. Выловить каякера удалось только на Второй спасконец,
поскольку Первый спасконец он прошел в подводном состоянии, размышляя о
непростительной оплошности с покиданием своего судна на реке с таким крутым
падением. Каяк уплыл вни, и был найден нами в конце дня в одном из завалов
ниже.
Остальные экипажи, не вдохновленные ловлей каякера и его завидным
везением, обнесли этот участок. Мы решили, что река очень опасна – надежную
страховку организовать невозможно, плесов практически нет, человек, попавший в
этот поток без уловов, самостоятельно не вылезет, его побьет об камни.
Участок от пор. №2 до
лесопилки (мы это обнесли): После пор.№2 река делает резкий поворот направо
(метров через 100), на правом повороте – слив через гряду камней. Дальше – S- образный трек с большим
количеством камней в русле. После этого река – непрерывный порог длиной
примерно
На этом непрерывном участке мы выделили два препятствия:
Порог №3 (Х) Препятствие длиной примерно
Порог №4 (Х) То же самое на правом повороте, при этом навал воды на нагромождение камней.
Вытаскивали катамараны по склонам на дорогу, к церкви. Вызвали машину, катамараны
привезли в лагерь, на лесопилку. Организовали экспедицию по поиску уплывшего
каяка.
С утра осматриваем реку ниже лесопилки. Решаем, что делать. Кат-2 и
кат-4 пойдут, мы с Петром будем страховать ниже моста с ката, Володя и Митя
встанут со спасконцами после соединения проток.
Напротив лесопилки – строительство моста (на левом берегу). До него быстроток, после него река делает левый поворот и резко поворачивает к дороге, что является ориентиром последнего препятствия, которое можно выделить из основного фона.
Порог №5 (Х) На участке ниже лесопилки. S- образная горка с сильным падением и большим количеством валов и бочек. Большой скальный обломок по левому берегу, струя наваливает на него (большая бочка) и идет дальше. После этого – прогонный участок 100м, река делает общий поворот налево, русло расширяется, гряда камней с застрявшим бревном (там нашли каяк). Проход под левым берегом, уход от навала на гребенку.
Далее - горка длиной метров 200, состоящая из валов и бочек. После нее – правый поворот, далее - две протоки – полноводная правая с поваленным деревом, частично перекрывающим протоку. Бочка за камнем. Проход по левой части правой протоки. В нашу воду, которою можно без сомнения назвать высокой, была открыта левая протока, много камней, для двойки возможен проход. (Фото 84 - 89) Кат-2 прошел левой протокой, проехал по камням. Кат-4 – правой протокой.
До моста - быстроток с бочками и валами, уклон реки снижается, мощность бочек и валов уменьшается. Но при этом есть отдельно стоящие огромные бочки, которые могут легко положить катамаран.
Когда мы первоначально приехали посмотреть на Хеледулу (до прохождения Лентехского каньона), мы оценили ее расход в 20 кубов. Когда мы начали сплав по ней, расход по нашим оценкам составил 30-40 кубов. Уклон на среднем участке- 25 м/км, далее- 15 м/км.
После моста начинаем сплав всеми экипажами. Очень жесткая вода. Узкое русло, большой уклон, мощные бочки. Каждые несколько минут чалились и отдыхали. При помощи GPS измеряли среднюю скорость: 25 км/час (после моста, где мы страховали).
От моста до устья- километра 2.. Далее - Хеледула впадает в Цхенисцкали. (Фото 90)
Сплав по р. Цхенисцкали (ниже пос. Лентехи)
Участок от устья Хеледулы до Цагери: Огромные валы и бочки, очень напоминает Аргут. Все время нужно работать, заливает с головой. (Фото 91- 93) Шли с частичной разведкой. Из всего фона можно выделить следующие препятствия:
Препятствие №1: Примерно в
Препятствие №2: правый поворот более чем на 90 градусов, навал на левый берег. Заход по центру, уход правее, а потом совсем к правому берегу. Это уход от мощных бочек.
Препятствие №3: (GPS: P09) Перед мостом (который перед плотиной у пос. Цагери) сильный навал на левый берег на повороте. На выходе - два больших камня. У правого берега – бочки. Далее – озеро перед плотиной. (Фото 94- 97)
Если продолжать сплав после
плотины (GPS: PLT) – лучше спускать катамараны с левого берега, правый берег –
высокий парапет набережной длиной более
В пос. Цагери мы закончили сплав. (Фото 98 – 99) Дальнейшее описание реки- с дороги (мы ехали на машине)
Порог у пос. Зуби. (GPS: Z02) Порог длиной примерно полтора километра. Два поворота – левый и правый. Сильный навал на правый берег. На выходе – гигантских размеров камни. Можно выделить три ступени: (Фото 100 – 103)
1-я - на входе – гряда камней, через которую есть чистые проходы между ними, гряда бочек. После этого – сильный навал на правый берег с очень большим отбойником и бочкой перед ним. Прохождение первой ступени возможно, по нашему мнению, по центру ближе к левому берегу.
2-я ступень – после левого поворота, на прямом участке реки, метров 500-600, очень большие мощные бочки. Прохождение возможно по центру ближе к левому берегу, нужен сильный маневр.
3-я ступень – в реке в центре ближе к левому берегу – большая скала, в которую бьет основная струя. Большой отбойный вал, бочка. В принципе, прохождение возможно, но очень рискованно. Любая ошибка чревата переворотом судна, страховка – только в конце порога.
Порог у пос. Окуреши. (GPS: OKUR) Расположен в скальном сужении. Бочки, валы. (Фото 104 – 106)
Порог у моста. Слева – скала, на нее навал, посредине – большой обливной камень. Упавший мост, который упирается в воду.
Особенности снаряжения
При подготовке к походу мы рассчитывали на то, что у нас будет все время машина сопровождения, которая повезет наши вещи. С собой на сплав мы брали только перекус (да и то не всегда, машина все время была рядом), аптечку и ремнабор. Продукты были закуплены на весь поход в Тбилиси. У местного населения покупали вино и жареного поросенка. Часто нам приносили вино и продукты бесплатно. Рамы для катамаранов брали дюралевые, с лесом на маршруте проблема – в основном, сады. Дров для костра на маршруте достаточно.
Авиаперелет Москва-Тбилиси – Москва – 7350р на человека
Машина сопровождения на весь маршрут, гостиница в Тбилиси (на обратном пути), трансфер в аэропорт и услуги компании «Дила плюс» - $1018 на группу в 9 человек.
Остальные расходы (продукты и вино на весь поход, еда в ресторанах и т.д.) - примерно $100 на человека.
Выводы и
рекомендации
Группа совершила спортивный маршрут по Сванетии, пройдя в одном регионе технически сложные участки сразу двух рек, причем Цхенисцкали шли в режиме первопрохождения (информация по реке была минимальная, 18 лет там не было туристских групп), а по Хеледуле вообще никто никогда не сплавлялся и никаких описаний не существовало. Сведений о совершенных прохождениях Цхенисцкали на пластиковых каяках еще в то время, когда она была посещаемой рекой, у меня нет. Сложность маршрута, его качество препятствий, безусловно, соответствуют элементам 6 к.с. Маршрут, несомненно, сложный и интересный.
Нашей группой, в которой были четыре двухместных катамарана и пластиковый каяк, пройдены участки двух рек, совершенно разные по характеру препятствий. Цхенисцкали - достаточно многоводная река, мы шли по «растущей» воде. После впадения нескольких крупных притоков, ниже пос. Лентехи, расход паводковой Цхенисцкали был порядка 100 кубов. Препятствия, в основном, - большие валы и бочки. Часто нужна лавировка между камней. В Лентехском каньоне препятствия следуют практически непрерывно. Хеледула, какой мы увидели ее до наступления паводка - малорасходная неширокая река с большим уклоном, но вполне проходимая для катамаранов- двоек. После наступления паводка сплав по ней стал проблематичен из-за отсутствия реальной возможности страховки – река стала представлять собой непрерывный крутопадающий порог с жесткой водой. Поэтому мы обнесли самый опасный, как нам показалось, участок – примерно полтора километра.
Список определяющих препятствий маршрута:
Лентехский каньон, участок р. Хеледула ниже разбоев до устья (по нашей воде)–
несомненно, оцениваются 6 к.с. Лентехский каньон – это симпатичное ущелье,
местами заросшее лесом, вдоль которого по полке идет дорога. Отвесных стенок
практически нет, все препятствия можно без труда осмотреть. Количество стоянок
у реки ограничено, но можно стоять лагерем на полках выше дороги, в чьих-нибудь
садах или огородах.
Сложные участки, которые мы проходили, были
оценены нами как достаточно опасные, поэтому мы не торопились, хотя собирались
по утрам оперативно и работали на реке целыми днями. Для нас больший приоритет
имело прохождение Лентехского каньона и Хеледулы, поэтому, когда мы поняли, что
пройти в ускоренном режиме эти реки не получается, мы отказались от переезда на
Риони и сплава по ней (Он планировался при условии, если у нас останется
время).
При прохождении маршрута мы уделяли очень
большое внимание организации страховки – при необходимости, обвозили страхующий
катамаран ниже препятствия, ставили береговую страховку (несколько спасконцов),
«чальщиков», помогающих экипажу удержать катамаран при «жестких» чалках.
Машина, сопровождавшая нас, стояла на дороге наготове – ехать догонять, при
необходимости, уплывшего человека или судно. При организации прохождения
препятствий мы использовали рации, которые были у каждого экипажа.
Местное население очень дружелюбно,
заинтересовано в том, чтобы к ним постоянно приезжали туристы. Мы постоянно
чувствовали заботу и внимание местных властей и полиции. Разумно организовывать
сопровождение машиной, предварительно договорившись об услугах с местными
турфирмами.
Мобильная связь есть практически везде,
местные жители ходят с мобильными телефонами, все проблемы с транспортом
возможно решить с турфирмой по телефону.
Сплав по Цхенисцкали возможен на всех типах
судов. По Хеледуле - на катамаранах – двойках и каяках (в большую воду возможен
и на катамаране - четверке). Судя по воспоминаниям людей, ходивших на
Цхенисцкали еще в советские времена, сплав по ней возможен и осенью.
Прохождение Хеледулы или других притоков Цхенисцкали возможно весной. Кроме
Хеледулы в нее, ниже Лентехи, впадает еще несколько притоков, воды в которых
казалось вполне достаточно для сплава на небольших судах, - это тема для
изучения нашими последователями.
Все продукты легко купить в Тбилиси в первом
попавшемся супермаркете или на рынке. У местных жителей можно купить поросят,
предварительно попросив их приготовить, а также вино. Виноград в этом районе
привозной, но вино из него жители делают сами. Чаще всего вино приносят бесплатно
местные жители.
Дневник похода
29 апреля, сб. Наш
самолет улетает из Домодедово в Тбилиси в 13-50. Вылет рейса задержали на 2
часа. Трое ребят из нашей группы улетели еще вчера - Новосибирцы и
Погранконтроль проходим без проблем – я очень боялась, что через границу не пропустят Петра, у которого загранпаспорт заканчивается в конце июля.
Норма провоза багажа у нас была
В дьюти-фри купили мартини, коньяк и португальский портвейн. Время в ожидании самолета провели вполне весело.
Полет также прошел легко – расписывали пулю всю дорогу.
Как только самолет приземлился и пассажиров начали выпускать, Володя рванулся вперед – занимать очередь в окошко на получение визы. Визы в аэропорту выдает всего один мужик, причем ему постоянно подносят без очереди паспорта. Грузинский менталитет, ничего не поделаешь.
У здания аэропорта нас уже ждала машина из компании «Дила плюс» и наши ребята, закупившие продукты на рынке.
Заезжаем в супермаркет, закупаем недостающие продукты и вино, меняем доллары на местные лари и отправляемся в путь.
Наш минибас загружен «под завязку», в проходе, поверх рюкзаков, лежит каяк. В «очке» каяка устроили бар. Очень такой удобный шкафчик.
Едем весело. Я забралась под самый потолок, на рюкзаки, и пыталась спать.
В Лентехи приехали к 4 часам утра. Разгрузили машину и пошли спать в спальниках на полу в какой-то конторе.
30 апреля, вс. В 6 утра за нами пришли машины – заезжать вверх по реке, еще километров на 15. Вместо двух обещанных «Уазов» нам подали минибасы - Мерседес и Форд. Хватило бы одного.
Грузимся в машины, едем вверх вдоль Цхенисцкали. Вся долина реки перемыта прошлогодним наводнением, намыты большие галечные отмели. Дорога сначала идет вверх по правому орографическому берегу, затем переходит на левый.
Мы заехали от Лентехи километров на 15. На реке видели несколько интересных порогов. Особо сложно не показалось.
Сначала мы проехали по дороге вдоль реки еще выше пос. Техали, километра на три, но мест, удобных для стоянок, не увидели. Река здесь разделяется на многочисленные мелкие рукава, берега – намытые галечные отмели. Немного вернулись назад. Встали лагерем в Техали на правом орографическом берегу, переехав по мосту на ответвление дороги. Рядом с нашим лагерем - какое-то одноэтажное промышленное здание. Но на следующий день никакой деятельности в нем не наблюдалось.
Начинаем собирать катамараны.
Шофер с машиной все время остается около нас. Мужик, который встречал нас в Лентехи (Володя, он связан с фирмой «Дила Плюс») обещал нам всяческую помощи и уехал, обещав среди ночи вернуться с Шетухиным.
Катя со Славой собрали свой забавный «Кулик» (он без продолин, только с двумя близко стоящими поперечинами) почти мгновенно и ушли гулять в горы. Леня занимался продуктами. Последний катамаран (это наш с Петром) собрали часам к 4 дня.
Пообедали. Пришла мысль съездить и посмотреть, что из себя представляет Хеледула, приток Цхениса, впадающий в нее в Лентехи. Сели вчетвером на машину, поехали смотреть.
На Хеледулу можно заехать вверх километров на 5, затем дорога резко уходит вверх. Река - классная, большой уклон, маленький расход, вода голубая… Нам показалось, что все идется, везде есть проходы. Решаем, что, проплыв по Цхенису до устья Хеледулы, заедем наверх и пройдем ее.
В лагерь возвращаемся к 9 вечера. У костра уже сидит делегация, местные жители и местный шериф – лейтенант криминальной полиции Генри. Они принесли обалденное красное вино, заставляют пить его из рога. А мы и не сопротивляемся. Поют а-капелла на 3-4 голоса перемежая песни тостами.
Мы тоже приобщились к искусству.
Гарри рассказал, что ему позвонили из Тбилиси и велели приехать и узнать, все ли у нас в порядке. Он так и остался с нами, ночевал в машине с шофером. Такой большой мужик с вышивкой на куртке на груди. (Фото 107-108) Все местные очень гостеприимны. Спать пошли в 11 вечера.
1 мая, пн. Ночью привезли Андрюху. Добрался он вполне удачно.
Дежурные встали в 7, остальные – в 7-30. Вышли на воду в 10. Вещи везет машина.
Река – несложная шивера. Дорога идет по левому берегу реки. Постепенно характер реки меняется, мощь шивер усиливается. Река входит в небольшой каньон с отвесными стенками, в каньоне - шивера (идется сходу). Первым шел экипаж Леня- Андрей. Когда они заметили мост, про который было известно, что «когда его увидишь, чалиться уже поздно», они и на самом деле уже не смогли зачалиться. Пошли в порог сходу. Леньку выкинуло с катамарана, Андрей, тем не менее, удержал кат на ровном киле и смог зачалиться за порогом. Леня тоже удачно завершил в улове свое самостоятельное путешествие. Шаров, который шел вторым, на каяке, сумел вовремя зачалиться, а за ним и оставшиеся экипажи. Пошли смотреть порог, встретили Леню с Андреем, поругали, обещали первыми больше не пускать, поставили страховку и прошли порог. Особо сложно не показалось. Наш Генри наблюдал за нами с моста, снимал на фотоаппарат из мобильника.
Посмотрели следующий кусок реки, назвали его - порог №2. Слава с Катей показали шоу, налетев на камень. У них баллоны поставило под 90 градусов относительно друг друга, но, к нашему глубокому удивлению, не кильнуло. Только «уши», в которых поперечины держались, порвало. Мы же с Петром не сумели обойти бочку на выходе и заторчали там секунд на 20, мне они показались вечностью.
После порога, где мы зачалились, впадает правый приток, через который – автомобильный мост. Наш доблестный каякер хотел спрыгнуть с водопадика на притоке, но потом что-то раздумал - воды маловато.
Прошли еще кусочек реки, названный мною «Порог №3». Ряд бочек, крупные камни. Справа есть небольшие улова. Ставили страховку и чальщиков, помогать зачаливать катамараны в эти маленькие улова. Проходили порог справа, по зубьям и бочкам. Ниже – протяженный участок с огромными камнями, валами, бочками. Линия движения неочевидна. Уловов нет. Впечатляет. Решили идти завтра.
Вернулись немного назад по дороге и поставили лагерь на высокой полке (метров 15 над дорогой) перед мостом через приток, в чьем-то саду.
Пока мы проходили последний порог, наша машина уехала пообедать, да слегка задержалась. Сидим в гидрах, без вещей. Наконец, машина вернулась. Ставим лагерь. Пьем «Мартель». Нужно сказать, вкусы Сереги, который запасся в дьюти-фри немалым количеством подобных напитков, нас очень порадовали. Вечером приходят местные, приносят вино. Наш Генри с нами, мы никого не боимся, настроение у наших гостей (точнее, все-таки, это мы гости, а они хозяева) очень дружелюбное.
2 мая, Вт. С утра оставляем палатки на месте, ценные вещи, на всякий случай, грузим в машину. Загидриваемся и выходим к порогу. Начинаем пилить бревна, в двух местах закрывающие проходы в пороге под правым берегом. Мы специально для такого случая взяли лучковую пилу – цепной сильно сложно пилить было бы.
Участок, который мы условно разделили на два порога (№4 и №5), вполне достойный. Мы решаем, что он достоин того, чтобы тщательно организовать страховку. Увезти и поставить ниже участка один катамаран. И расставить народ со спасконцами. И поставить «чальщиков», которые будут помогать катамаранам чалиться в условном конце препятствия. И поставить на дороге машину наготове – вдруг человека или судно унесет. (Больше всего за каяк боялись, если каякер во время киля «отстрелится».)
Получилось все не слишком быстро, рации спасали, а то совсем бы долго возились. Все очень устали, пошел дождь. Два катамарана не успели №5 пройти, решили отложить на завтра. Прохождение закончили в 6 вечера, вернулись в лагерь.
3 мая, ср. С утра двумя оставшимися катами проходим пор. №5. Мы с Петром прошли плохо - на заходе не угреблись, попали во все бочки. Катя со Славой показали более удачный вариант. Далее идем смотреть следующий участок – порог №6, с поворотом. Чалки в конце порога проблемные, нужно намечать заранее.
Порог проходили правой протокой, вписывались в проход справа от камня. Страховали спасконцами за поворотом. Шаров показал чудеса стойкости и жизнелюбия: каяк тоже заходил правой протокой, но на повороте его снесло левее, чем хотелось. Он попал на большой камень, на нем кильнулся. Затем попал в большие бочки, еще несколько раз килялся и вставал. И ведь встал перед последней чалкой! Зачалился благополучно на правый берег.
Идем дальше осматривать реку. Назвали следующий кусок вполне оригинально – «Порог №7, с бревном». Все бы ничего, теоретически, в нужный проход в центре, ближе к левому берегу, попасть можно, но он перегорожен бревном. А идти другими вариантами сильно проблематично - попадаешь в слив высотой метра 2, на котором мощный сбой струй, по которому, чтобы не попасть в огромную бочку за ним, нужно сдвинуться влево метра на 2. Мы оценили вероятность киля в 100% и обнесли катамараны и каяк. Обносили по дороге, у опоры ЛЭП спускали каты вниз на веревках. По берегу вдоль реки обносить было бы труднее.
Дальше начались приключения у нас с Петром. Просмотрели участок «Порог №8 со снежником». Раньше, по воспоминаниям очевидцев, снежник загораживал почти все русло, и называлось это место «Порог «Подснежник». У нас снежник остался только на берегу. Порог не показался особо сложным, часть народу у нас зачалилась к снежнику, на левый берег, и оттуда по рации взывала «пойдем без страховки, что тут делать». Внутренний голос, у которого временами бывают прояснения, убедил меня, что страховка нужна, и мы ее поставили.
Шли порог по частям, два экипажа прошли до места верхней страховки, затем зачалились, потом пошли вниз. Затем пошли на прохождение еще 2 экипажа. Дима и Володя зашли вдоль левого берега. Их утащило еще левее, чем они рассчитывали, но они угреблись и попали в нужный слив. Мы с Петром зашли тоже под левый берег, но левее, чем нужно было, и нас навалило на обливняк под левым берегом и сбросило с него под отрицательную скалу. Кат намертво застрял между скалой с нависающим козырьком и обливником, с которого на баллон хлестала вода. Но кат ломаться и не думал, и киляться не собирался. Мы показали экипажу катамарана, стоявшего ниже нас на страховке, чтобы он перечаливался на левый берег и помогал. Андрей и Леня так и сделали. Мы кинули им веревку (спасконец), привязав ее к раме катамарана. Я переползла по веревке на берег, Андрей прошел по веревке к кату и стал помогать Петру. Кат удалось вытащить только тогда, когда Лене пришла в голову светлая мысль подсдуть баллоны, и он смог донести ее до Петра. Рама не поломалась, кат надули снова. Я попросила минут 20 порелаксировать на берегу, потом мы с Петром перечалились. Оставшуюся часть порога все шли ближе к правому берегу.
Лагерь поставили на площадке около дороги, около ЛЭП. Все сильно устали за этот день.
4 мая, чт. Утром был дождик. Пережидаем его под тентом, выходим ровно тогда, когда он начинает прекращаться – это часов в 12 дня. Проходим порог №9. Все прошли спокойно.
Далее – шли двумя тандемами.
Мощная шивера с большими бочками и валами; можно все обойти. Этот прогонный
участок длился примерно
Далее – длинный (примерно 800м) участок «пятерочного фона». Бочки, валы. В конце участка зачалились к правому берегу перед правым поворотом. Далее видна крутая горка с камнем. Справа вдали виден круто падающий ручей. Здесь выяснилось, что новосибирцы порвали катамаран. Они подняли его на дорогу, загрузили на машину и далее занимались съемкой на видео. В этот день они пороги больше не шли.
Оставшиеся экипажи прошли порог №11 с большим обливным камнем посредине, на который сильный навал, а за ним - огромная бочка. В конце порога справа – скала, с которой стекает крутопадающий ручей. Русло круто поворачивает направо, и не видно, что там за поворотом. Чтобы посмотреть следующий участок, пришлось вылезать на дорогу.
Следующий участок- порог №12 – особо сложным не показался, нужно было только в нескольких местах правильно зайти. Но настало время приключений у Мити с Володей. Они навалились на один из камней в заходных воротах, но не кильнулись. Однако адреналина в кровь получили достаточно.
Далее – прогонный участок с большими валами и бочками. Километра через 1,5 – трос через реку, далее – опять прогонный участок. Шли сходу, 3 ката и каяк. Прошли несложный порог №13 (5 В), за которым – подвесной мост.
После моста река поворачивает направо, затем – налево. На левом повороте разделяется на 2 рукава, посредине – остров. После слияния двух рукавов река поворачивает направо, где начинается порог №14 (6С). Видимо, приключения в начале Лентехского каньона, обострили интуицию у Лени и Андрея, которые этот участок шли первыми. Они зачалились вовремя.
Порог образовался 3 месяца назад во время взрывных работ по прокладыванию дороги. Очень большое падение. Длина метров 200. Крутое падение, огромные бочки. Вода в Цхениесе к этому времени была уже серо-стального цвета.
1 ступень – заходные обливники.
2 ступень – скала, которая делит поток на 2 части и обливник с большой бочкой.
3 ступень – выходная горка.
Между ними чалок нет. Обнос по
дороге 300-
(Вечером долго обсуждали, как назвать порог. От моего романтического предложения «Букет Сванетии» отказались в пользу непонятного названия «Цудец». Нашего Генри спросили, как на местном языке будет «совсем плохо». «Цуди», - ответил Генри. «Порог будет называться «Цудец», - радостно решила общественность.)
Катя и Слава ехали на машине,
искали стоянку. Лагерь поставили в чьем – то огороде, за
Завтра заедем в верховья Хеледулы и будем по ней сплавляться.
5 мая, пт С утра –
погода отличная! Приехал УАЗик с прицепом и еще один УАЗик – без прицепа и, как
выяснилось позднее, с отключенным передним мостом. Долго вязали неразобранные каты на эти две
машины. Загрузились, едем. Доехали до пос. Хеледи, стали думать, что же делать
дальше. Наш водитель сказал, что вдоль Хеледулы можно проехать еще километров
на 5. Затем долго обсуждали покупку бензина. Дальше Газик без прицепа увяз в
грязи, а от второго Газика отцепили прицеп и поехали заниматься спасработами.
Долго доставали, но вытянули, наконец. Наконец, в 2 часа дня нас довезли до
места. Воды вполне достаточно для сплава, но ниже - кусок с реки с островами и
завалами из деревьев, река спокойно меандрирует по долине. Довезли нас до
правого притока - Цихеди. Водитель сказал, что завез нас километров на 12 выше
Лентехи. Пообедали, отплыли в 16-
Катя и Слава пошли первыми, ткнулась носом в левую скалу и зачалились в 1-е улово. Андрея с Леней прижало к левому камню, косой вал притопил правый баллон, ребята вылезли на камень, далее слезли с камня и зачалились. Потом пошли мы с Петром, все прошли по центру, налетели на левую скалу, зачалились еле- еле во второе улово. К этому времени ребята просмотрели участок ниже, сказали, что чистому проходу мешает бревно.
Володя с Митей не смогли зачалиться в намеченные улова, т.к. зашли правее, уходя от прижима к левой плите. Митя выпрыгнул на чалке, не удержал кат и поплыл вниз, держась за него. Чуть ниже кат заклинило на бревне и камне, ребятам кинули спасконец, стащили с камня. Зачалились благополучно. На этом мы прохождения на сегодняшний день закончили, вытащили каты на берег и пошли к лесопилке, где, по договоренности что нас должна была ждать машина и мы планировали поставить лагерь.
Около лесопилки – хорошая стоянка, машина проехала в проем в ограждении и встала рядом.
Через некоторое время появился наш Генри с начальником местной полиции, который пришел засвидетельствовать свое почтение и узнать, все ли у нас в порядке.
Леня мечтает о форели.
6 мая, сб С утра встаем, гидримся и идем вверх вдоль реки – посмотреть препятствия, а затем начать прохождение. Воды еще прибавилось, зрелище неутешительное. Проходим вверх до пор. №2(Х), который начинается перед левым притоком. Порог крутопадающий, с узкими проходами, мощной струей, жесткими бочками, кучей камней. Долго спорим - возможна здесь эффективная страховка или нет. Доедет ли кильнувшийся экипаж в целости до какого-либо улова, или от него только уши останутся через полкилометра свободного сплава? А может, и ушей не останется? Спасконец ставим в конце порога, где маленькое улово. Ленин экипаж прошел по бочкам. На заходе одна из бочек сильно тормознула их кат, они съехали с обливника и зачалились к л.б. Встали на страховку с воды.
Катя со Славой проходили впритирку к камню с правой стороны, струя от отбойника поправила носы. Зачалились ниже места страховки.
…Каяк кильнулся в одной из жестких заходных бочек через корму. Наш каякер отстрелился, камень обошел слева, встал на ноги в бочке (там мелко). Появился он из воды всего 2 раза. Поймали на морковку. До ушей дело не дошло (проплыл всего метров 50), но побился об камни основательно, и мало не показалось. Одинокий каяк уплыл вниз по реке. Оставшиеся два экипажа, не вдохновленные прохождением Шарова, отказались идти. Решили, что километра полтора - участок до лесопилки - мы обвезем. Страховать там негде, это непрерывный порожистый крутопадающий участок без уловов с жесткой струей, из которой человеку самостоятельно не выбраться.
Вытащили все каты наверх, привезли их на машине в лагерь (к лесопилке). Организовали спасательную экспедицию по поиску каяка.
Каяк нашли часам к 4, дальше решили в этот день никуда не идти. Андрей и Серега поехали за вином и попали на какую-то свадьбу. Привезли куски поросенка.
7 мая, вс.
С утра осматриваем реку ниже лесопилки. Решаем, что делать. Леня и Катя пойдут, мы с Петром будем страховать ниже моста с обвезенного ката, Володя и Митя встанут со спасконцами после соединения проток. Серега – с видеокамерой.
Напротив лесопилки – строительство моста (на левом берегу). До него быстроток, после него река делает левый поворот и резко поворачивает к дороге, что является ориентиром последнего препятствия, которое можно выделить из основного фона. Участок ниже лесопилки слегка проще того, что мы обвезли, но тоже весьма достоин. До моста - быстроток с бочками и валами, уклон реки снижается, мощность бочек и валов уменьшается. Но при этом есть отдельно стоящие огромные бочки, которые могут легко положить катамаран.
Два экипажа прошли от лесопилки до моста успешно, но эмоций было выше крыши. Очень жесткая вода.
Когда мы первоначально приехали посмотреть на Хеледулу (до прохождения Лентехского каньона), мы оценили ее расход в 20 кубов. Когда мы начали сплав по ней, расход по нашим оценкам составил 30-40 кубов. Уклон на среднем участке- 25 м/км, далее- 15 м/км.
При помощи GPS измеряли среднюю скорость: 25 км/час (на нижнем участке, после моста, где мы страховали).
От моста до устья- километра 2. Идем всеми экипажами. Каждые несколько минут чалились и отдыхали. Далее - Хеледула впадает в Цхенис. Прощаемся с Генри – мы уплываем в другой район.
Проходим участок от устья Хеледулы до Цагери: Огромные валы и бочки, очень напоминает Аргут. Вода явно паводковая, серо-стального цвета. Все время нужно работать, заливает с головой. Идем с частичной разведкой. Чалимся после очередной шиверы и смотрим за поворот, если не видно следующую чалку. Страхуем друг друга с воды, катамараны и каяк держатся близко друг к другу.
На этом участке можно выделить порог – 2 скалы, по обе стороны – чистые проходы. На каждом повороте – навалы на берег. Идет дождь, холодно. Приплываем к следующему препятствию, выделяющемуся из общего фона: правый поворот более чем на 90 градусов, навал на левый берег. Заход по центру, уход от мощных бочек правее, а потом совсем к правому берегу.
На одной из галечных отмелей правого берега, куда мы зачалились отдохнуть, стоит колонка, а в ней краник с минеральной водой. Наконец, доплыли до моста перед плотиной в Цагери. Перед мостом сильный навал на левый берег на повороте. На выходе - два больших камня. У правого берега – бочки. Далее – большое озеро перед плотиной. Осматриваем этот порог. Пока мы с Петром фотографировали прохождение остальных экипажей, к нам подъехала машина, остановилась. Местные жители очень интересовались нашими приключениями, сетовали на то, что «Почему Путин наше вино не любит?», говорили, что все это - чистая политика, но ведь мы с вами нормальные люди, понимаем, что Грузии без России нельзя…
Дождь идет не переставая. Обносим плотину, ищем место, где можно встать. С правого берега катамараны невозможно на воду спустить с километр – тянется высокий парапет набережной. Несем их вдоль парапета. Пришла местная полиция. Познакомились. (Потом они подробно изучили нашу маршрутку и мой паспорт. Забрали список группы на русском языке, заранее мной заготовленный для таких случаев.) Предложили нам на выбор несколько мест для ночевки – стадион, машино-тракторную станцию (там большая территория). Мы выбираем второй вариант.
Молоденький полицейский, которого приставили нас опекать, по-русски не говорит совсем. Ходит вокруг нас кругами и напевает «Сулико».
Ужинаем в местном кафе.
Всю ночь мелодично квакали лягушки.
8 мая, пн.
Утром часов в 11 за нами пришла машина. Едем вдоль реки и смотрим на нее. Порог у пос. Зуби впечатляет. Порог длиной примерно полтора километра. Два поворота – левый и правый. Сильный навал на правый берег. На выходе – гигантских размеров камни. Большой отбойный вал, бочка. В принципе, прохождение возможно, но очень рискованно. Любая ошибка чревата переворотом судна, страховка – только в конце порога.
Порог у пос. Окуреши - послабее, но тоже ничего.
Порог возле упавшего моста - скала, на нее навал, посредине – большой обливной камень.
В Тбилиси приехали часов в 8 вечера. Поехали в заранее заказанную гостиницу. Вечером часть народа осталась болеть животом (последствия посещения кафе в Цагери), остальная пошла в ресторан. Багратиони – замечательное вино!!! Вечер удался.
9 мая, Вт. В 5 утра за нами пришла машина. Едем в аэропорт, улетаем в Москву.
Часть народу осталась погулять еще день по Тбилиси. Они улетали 10 мая, а днем 9 мая посетили Мцхету – древнюю столицу Грузии, погуляли по Тбилиси, посетили знаменитые Тбилисские серные бани, которые всем очень рекомендуем.
Литература
При подготовке к походу мы использовали следующие материалы:
1. Отчет №1913 в библиотеке МГЦКТ
2. Описание похода по Цхенисцкали Н. Спрингиса на www.lib.ru
Приложения
Точки GPS
H01
|
42.794600 |
42.588000 |
H02
|
42.790933 |
42.633733 |
H03
|
42.786233 |
42.645933 |
H04
|
42.786050 |
42.648100 |
LENTEH
|
42.797767 |
42.716933 |
OKUR
|
42.543117 |
42.655633 |
P01
|
42.839200 |
42.822217 |
P02
|
42.834300 |
42.816517 |
P04
|
42.819167 |
42.796950 |
P04
|
42.819167 |
42.796967 |
P05
|
42.807100 |
42.779750 |
P06
|
42.801950 |
42.771067 |
P07
|
42.801933 |
42.763433 |
P09
|
42.657917 |
42.767750 |
PLT
|
42.653400 |
42.775367 |
S01
|
42.844050 |
42.865517 |
S02
|
42.838850 |
42.820983 |
S03
|
42.826900 |
42.810117 |
S04
|
42.790150 |
42.738917 |
S05
|
42.789367 |
42.658083 |
Z02
|
42.575200 |
42.681483 |