Федерация спортивного
туризма
Объединение туристов Москвы
Московский городской
центральный туристский клуб
Верхний
Башкаус - нижний Чулышман
Отчет
о водном туристском путешествии 5 к.с. по Алтаю, совершенном с 15 августа по 5 сентября 2003г.
Маршрутная книжка: № 1/4 - 516
Руководитель группы: Цветкова С.В.
141400, Московская
обл., г. Химки,
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет 5 ( Пятую) категорию сложности.
Отчет использовать в библиотеке _______________
Москва 2003г.
Справочные
сведения о путешествии
1. Основная нитка маршрута:
г. Москва – г. Барнаул - пос. Саратан - 3 км выше р. Йолду - сплав по р. Башкаус до р. Московский - пеший переход на р. Чулышман - сплав по р. Чулышман до Телецкого оз.- г. Барнаул – г. Москва. (Уровень воды- средний)
2. Протяженность: пешей части - 49 км, сплава - 120 км.
3. Продолжительность: общая - 21 дней, активной части - 17 дней;
4. Тип судов: 2-х местный катамаран - 2 штуки;
5. Сроки проведения: с 15 августа по 5 сентября 2003г.
6. Количество человек - 4;
7. Рассмотрение заявочных материалов произведено в МКК ФСТ ОТМ.
8. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ. Шифр: 177-00-66665555
Сведения об
участниках путешествия
(фото 1)
1 |
Цветкова Светлана Викторовна |
1961 |
|
|
Кара-Алаха - Ак-Алаха – Аргут – Катунь - 6(р); Оран - 6(р),
Укучикта - 6 (р); Китой - 6(р), Китой – Онот - 5(р); Хара-Мурин - 5(р,у);
Урик - 5(р, р), Она - 4 (р,р); Катунь - 5(у); Снежная – Темник - 5(у);
Ойгайнг – Пскем - 6(р); Аварское, Андийское Койсу – 4 с 6(р); Белая - 2 с
6,Б.; Лаба, Кубань, Кодори, Риони, Зеленчук, Мзымта - 2 с5(р) |
Руководитель,
катамаран-1 |
2 |
Медведев Петр
Викторович |
1961 |
|
|
Кара-Алаха - Ак-Алаха – Аргут – Катунь - 6(у); Оран - 6(у);
Укучикта - 6 (у); Китой – Онот - 5(у); Хара-Мурин - 5(у); Урик - 5(у); Она - 4
(у); Зеленчук - 2 с 5(у); Б. Лаба
(эл.6), Кубань |
Реммастер, Катамаран-1 |
3 |
Ситкин Владимир
Михайлович |
1963 |
|
|
Кара-Алаха - Ак-Алаха – Аргут – Катунь - 6(у); Оран - 6(у);
Укучикта - 6(у); Китой - 6(у); Китой – Онот - 5(у); Белая -2 с 6,Б.; Лаба,
Кубань, Риони, Зеленчук, Мзымта - 2 с 5(у);
Сумульта - Чуя - Катунь, Шавла – Аргут - Катунь, Зун- Мурин - 5 (р) |
Катамаран-2 |
4 |
Бабкин Дмитрий
Юрьевич |
1966 |
|
|
Кара-Алаха - Ак-Алаха – Аргут – Катунь - 6(у); Укучикта - 6(у); Китой – Онот - 5(у); Сумульта – Чуя – Катунь
- 5(у); Она - 4(у); Аварское Койсу - 4
с 6(у); Белая - 2 с 6; Б. Лаба, Кубань,
Зеленчук, Мзымта - 2 с 5(у); |
Организатор страховки Катамаран-2 |
Сведения о
катамаранах и экипажах
1.
Катамаран-1. Объем примерно 1400 литров.
Длина 4,1м. Ширина 190 см. Катамаран сделан на заказ фирмой «Рафтмастер». За
основу взята модель «Гоша 2+2». Дно - из ТЕЗы.
(Фото 2)
2.
Катамаран-2. Объем 1100 литров. Длина 3,6м,
ширина 190 см. (Фото3)
В этот сезон все получилось очень грустно. После неудачного весеннего похода на Бзыбь, где погиб наш товарищ, мы не собирались идти ни в какой сильный маршрут. Только за 5 дней до отъезда мы поняли, что есть 4 человека, готовые сходить куда-нибудь на 2 недели на не сильно сложную воду - полечить нервы и вернуть веру в свои возможности, вернуть слаженность в работе экипажей. Мы не ставили перед собой цель кому-то что-то доказать, у нас у каждого были свои внутренние проблемы, решение которых мы надеялись найти в этом походе. Что нам и удалось.
За такой короткий срок было не реально сделать какой-либо маршрут со сложной заброской. Алтай был выбран потому, что в этом районе хорошо развитая транспортная сеть, на многих реках можно на машине подъехать практически к началу сплава. Сложность препятствий верхнего Башкауса была заведомо ниже того, на что способна наша группа. Но сложнее мы и не хотели - нас было всего четверо. Было желание покататься на не слишком сильной воде.
Хотелось доплыть на Башкаусе до препятствий Нижнего каньона, посмотреть на них с точки зрения будущего прохождения - раз уж нам в этом сезоне не выпало сходить в сильный поход, то оценить сложность препятствий - по силам ли нам это будет в будущем?
Снаряжение у нас было в полной готовности, на сборы особого времени не требовалось.
Картографический материал, имеющийся в библиотеке турклуба, был примерно 20-летней давности. Мы понимали, что с тех пор, как появилась дорога с Башкауса на Чулышман, группы практически перестали ходить пешком, но нам очень хотелось сделать пешку - хождение с рюкзаком по горам быстро приводит мозги в порядок. Поэтому был выбран вариант сплава по Башкаусу до пор. Безлюдный - первого сложного препятствия, уход по ручью Московский на Чулышман, и дальше - сплав по Чулышману до Телецкого озера. Машину я заказала заранее по телефону - сейчас это не проблема.
График движения на
маршруте
Дата |
Дни Пути |
Участок маршрута |
Км |
Способ передвижения |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
15.08.03 |
1 |
Москва - Барнаул |
|
Самолет |
16.08.03 |
2 |
Барнаул – Бийск - Акташ |
|
Машина |
17.08.03 |
3 |
Акташ - 20 км выше пос. Саратан |
|
Машина, пешком 500 м, стапель |
18.08.03 |
4 |
- до конца Ильдугемского каньона |
5 |
Стапель, сплав |
19.08.03 |
5 |
дневка |
|
|
20.08.03 |
6 |
- 4 км ниже пос. Саратан |
25 |
Сплав |
21.08.03 |
7 |
- 2 км ниже Саратанского каньона |
25 |
Сплав |
22.08.03 |
8 |
- до ручья Московский |
40 |
Сплав |
23.08.03 |
9 |
Полудневка, осмотр пор. «Безлюдный», пешком - до истоков р. Московский, не доходя 2 км до начала подъема на перевал |
6 |
Пешком |
24.08.03 |
10 |
- до 1-го ( от устья) притока на р. Оныш |
8 |
Пешком |
25.08.03 |
11 |
- до 2-го моста на р. Оныш |
8 |
Пешком |
26.08.03 |
12 |
- до летника под перевалом |
12 |
Пешком |
27.08.03 |
13 |
- до летника за перевалом, спуск по тропе в долину Оныша - возвращение обратно, спуск в долину притока Чулышмана |
15 |
Пешком (6 км – туда - обратно) |
28.08.03 |
14 |
Спуск по руслу притока |
800м |
Пешком |
29.08.03 |
15 |
Разведка, подъем на гребень |
2 км |
Пешком |
30.08.03 |
16 |
- до спуска к Чулышману |
5 км |
Пешком (разведка, возвращение назад - 2 км) |
31.08.03 |
17 |
- спуск до тропы, ведущей к Чулышману, разведка |
6 км |
Пешком |
01.09.03 |
18 |
До р. Чулышман |
6 км |
Пешком, стапель |
02.09.03 |
19 |
- до устья р. Башкаус, переезд на турбазу на Телецком озере |
25 |
Сплав, машина |
03.09.03 |
20 |
- переезд на другую турбазу, ожидание катера |
|
катер |
04.09.03 |
21 |
-пос. Артыбаш - Барнаул |
|
Катер, машина |
05.09.03 |
22 |
Барнаул- Москва |
|
самолет |
Итого – активными способами передвижения 190 км.
Транспортные возможности района.
Подъезд и отъезд с маршрута.
В настоящее время на Алтае
существует очень много фирм, оказывающих транспортные услуги. Логичнее всего
договариваться о заброске по телефону заранее. Я позвонила в несколько мест,
выбрала самый дешевый вариант. (8-3854-73-14-09, Григорий) Договорилась о том,
что в аэропорту Барнаула нас будет встречать «ПАЗик», а в Бийске мы пересядем
на «УАЗ». Шофер довезет нас до места - до куда сможет проехать. За 10 тыс.
рублей. Договорилась я и о том, что нас встретят на обратном пути в пос.
Балыкча. (Машина нас не дождалась, и мы уезжали на катере через Телецкое
озеро).
Итак, заброска: автомашина Барнаул – Бийск - п.
Акташ - п. Улаган - п. Саратан - верховья р. Башкаус.
Выброска: устье р. Башкаус - турбаза на Телецком озере
- ( машина), - пос. Артыбаш - (катер, 100 км) - Бийск (машина) -Барнаул
(автобус) - Москва (самолет).
Дорога до Бийска — хорошо асфальтированная трасса. Далее, до Усть - Улагана дорога неплохая, от Усть-Улагана до Саратана - можно проехать, проселочная дорога, выше Саратана - проехать трудно, УАЗ проезжает. Мы проехали 3-3,5 км выше правого притока реки Йолду и упёрлись в болотину, где дорога кончалась – дальше можно проехать только на лошадях. Далее мы прошли метров 500 вверх по течению на удобную поляну на берегу.
Уехать с Чулышмана можно с любого места, где проходит дорога. Дорога – ее нет на топографических картах - идет вдоль Чулышмана по левому орографическому берегу в Усть-Улаган. Машины по дороге ходят редко, несколько машин в день. Если есть желание посмотреть на Телецкое озеро, можно доплыть до него по Чулышману или проехать по дороге до озера (течение после впадения Чульчи слабое, часто дуют встречные ветра). По озеру время от времени ходят катера - возят туристов и обслуживающий персонал турбаз. Договориться с моторкой практически нереально - нужно много бензина. Мы ждали катер целый день.
На Телецком озере, в районе впадения Чулышмана, построено много частных турбаз (их владельцы, чаще всего - жители Новосибирска). На одной из них был спутниковый телефон, позвонить в любое место можно было за 60 рублей в минуту. Турбазы производят приятное впечатление, новые чистые домики, бани. Мы в ожидании катера обедали и ужинали на турбазе, мылись в бане.
Отдыхающих катают на катамаранах по низовьям Чулышмана. На турбазах работают инструктора - водники.
Верхний Башкаус от правого
притока р. Мукурачик до поселка Усть-Улаган.
Длина участка 52 км. Перепад высот ~300 м. Средний уклон 5,77
м/км.
Первое препятствие: каньон «Идульгемский» (№54) –
через 1,5-2 км после начала сплава. Вход в каньон на правом повороте реки,
ориентиром может служить высокий травянистый склон левого берега. Просмотр
удобен по правому высокому берегу. На входе два слива высотой не более 1 м,
расстояние между ними ~10 м. Струей сносит катамаран левее, далее - «ворота» (на левый камень налетел
один наш катамаран). Далее примерно на расстоянии 50 -100 м слалом между
камней на слабой струе, после – препятствий нет. Длина каньона ~700 м, ширина
реки 15-20 м, высота скал 20-25 м. Проходили по очереди, страховали спасконцом с
берега в конце каньона. Все препятствия в этом походе прошли на неразгруженных катамаранах. (Фото 4)
Метрах в 500 за Ильдугемским каньоном находится порог «Ловушка» («Водопадный») (№55). Нужно чалиться к галечной отмели правого берега. Две мощных бочки. Проходим с попеременной страховкой с берега. (Фото 5, 6) После порога справа впадает приток Йолду. Далее – примерно 20 минут сплава по спокойной воде до моста через Башкаус. Далее - несколько километров спокойного сплава.
Порог «Обманка» (№60) начинается за правым крутым поворотом, с воды практически не виден. Слабым ориентиром может служить изгородь загона для скота на правом берегу, которая видна метров за 100 до правого поворота. Перед порогом «Обманка» на правом берегу - великолепная стоянка, слева впадает ручей (с воды плохо виден). При подходе к порогу следует держаться у правого берега, чтобы заранее увидеть глыбы в русле. Проходим с попеременной страховкой с берега. Без проблем. (Фото 7-9)
За порогом «Обманка» начинается каньон «Змейка» (№61). В нем нет препятствий. Высота стен каньона 25-30 м, длина не более 1 км. Каньон очень красив. Мы осмотрели первые 300 метров, прошли каньон с взаимной страховкой. (Фото 10)
После окончания
каньона «Змейка», через 100 метров, начинается шивера, переходящая в каньон
«Открытый» (№62). На входе в каньон «Открытый» - узкая щель. Перед ней, у
левого берега - большое улово, где можно зачалиться, пронести катамараны метров 10 и спустить на воду
сразу после узости в небольшое улово. Обносим, перекинув катамараны
через скалы правого берега (несколько метров). Ширина щели - примерно
1.60-1.80, т.е. вполне проходима на наших катамаранах. Испугались мы
возможного расклинивания катамаранов - если поставит диагональю. (Фото
11) Далее, за узостью, препятствий в каньоне нет. Длина каньона около 1,5 км. Затем река
упрощается и через 30-35 минут сплава на правом берегу – посёлок Саратан.
После посёлка примерно 1,5
часа сплава до порога №72 «Предбанный». Из препятствий на этом участке –
несколько шивер перед устьем правого притока Артуркол. Ориентиром порога
«Предбанный» служит скальное сужение. Порог представляет скальный коридор с
несколькими простыми сливами и прижимами к скальным стенкам, длиной около 100 м.
Ничего особенного. Порог «Предбанный» прошли с взаимостраховкой, сходу. (Фото 12)
После порога метров через 300
нужно зачалиться справа на галечную отмель. Осмотр начала Саратанского
каньона и порога «Камень преткновения» (№73) лучше проводить сверху.
По правому берегу идет хорошая тропа. Отличные стоянки. За «Камнем
преткновения» можно спуститься вниз, поставить страховку. Заход в порог
несложен- на протяжении метров 700 везде
есть чистые проходы, далее несколько
крупных глыб в русле, навал на камень левого берега и бой в камень в середине
русла. Первый катамаран решил обходить «Камень преткновения» слева, его
ударило о левые скалы, кинуло вправо и прижало к «Камню преткновения».
Катамаран встал почти вертикально. Вова перелез на другой баллон. Катамаран
подцепило струей и смыло с камня. Все закончилось благополучно, без киля.
Второй экипаж прошел порог чисто, уйдя вправо за камень, стоящий перед «Камнем преткновения», и обойдя «Камень преткновения» справа. Первый катамаран страховали спасконцом с правого берега, второй - с катамарана. (Фото 13-16)
Ниже порога следует несколько сливов, затем река успокаивается.
Далее - порог «Трек». В русле - большой камень. Проходим слева от него, бочки и валы небольшие. Страховка с берега спасконцом.
За порогом начинается узкий скальный коридор длиной около 1,5 км. Ориентиром следующего серьёзного порога «Интеграл» (№75) является плёс в расширении русла. Порог начинается на правом повороте реки. В русле много скальных глыб. В конце порога – сужение русла до 5-6 метров.
Следующий порог в каньоне – «Проводка» (№76). Порог представляет собой слив высотой более 1,5 метров, разделенный камнем на две части. Пороги «Интеграл» и «Проводка» проходим сходу с взаимостраховкой, не совсем чисто - местами налетаем на камни.
В
конце Саратанского каньона - бой в стенку левого берега, косая бочка,
которая сваливает кат на скалу, и следом - еще одна бочка. Оба катамарана
наваливает на стенку и месит в бочках. Выбираемся без килей.
Далее горы расступаются
и русло расширяется до 70-80 м, а потом и до 100-120м. До поселка Каракудюр
препятствий нет совсем - слабые шиверы.
Река имеет равнинный характер, но течение чувствуется. (Фото 17)
Через Зкм после п.Каракудюр, от
устья р.Чибилю течение ускоряется, появляются валы, отдельные камни, небольшие
шиверы. Еще через 6км сплава появляются препятствия, которые можно
охарактеризовать как пороги и шиверы
IV категории сложности. Валы, сливы, бочки, прижимы и отбойные косые валы.
Высота валов 1,0-1,2 м. Это длиться на протяжении 5-6 км.
Затем река
несколько сглаживается, появляются
скальные стенки, справа впадает река Паспарта. Через 1,5-2 км река
входит в каньон "Щель", во второй части каньона перекинут
мост. (Фото 18) Препятствия перед каньоном представляют из себя слив с
небольшой шиверой вскоре после р. Паспарта. Осматриваем слив после р.
Паспарта (смотреть было не обязательно).
Сам каньон «Щель» начинается ниже этого места. Каньон мы осмотрели с правого высокого берега, но ничего интересного или опасного там не увидели. В конце каньона - мост.
Далее идем все сходу. На реке есть несколько мощных препятствий, прохождение которых сходу достаточно интересно.
На этом
участке Башкаус уже многоводная река, бочки мощные, валы высокие. Берега
представляют собой чередование скал и осыпей, непригодны для стоянок. Строение
берегов здесь, да и ниже от Аспату до Тускола мало отличается от Нижнего
каньона. Начинается непрерывная каньонная часть маршрута.
Первые три километра без четко выраженных препятствий, встречаются несложные
шиверы III к.с., отдельные камни, валы.
Далее на протяжении 2 км река ускоряется, затем высота стенок поднимается до
70-80 м, ширина русла 8-10 м. Валы становятся жестче, круче, высотой до 1 м.
Между шиверами небольшие плесы. Затем на короткое время берега понижаются. К
берегу подходит конная тропа. Здесь брод глубиной около 1 м, дно галечное.
После брода правый поворот, начинается шивера, через 200-250 м несложный порог
с большим количеством камней в русле. По обоим берегам каменистые осыпи.
Основная струя из центра уходит вправо, в прижим.
№117 - "Колючий". Через 200м быстротока, несложный, заход
слева по основной струе с уходом в центр, обилие камней в русле, несколько
ступеней до 1 м. Идем сходу, с взаимной страховкой.
Далее до устья р. Джундук идут несложные в техническом исполнении шиверы, но
валы до 1,5 м, сливы, камни позволяют приравнять их по сложности к порогам 4 к.
с.
На участке от устья р.Джундук до р.Тускол каньонный характер русла не
изменяется, скорость течения реки 8-10 км/час. Особенно резкие перепады, валы,
сливы на 3-м и 4-м километре от р. Джундук. На одном из правых поворотов река
делает сброс на 2 м, сваливаясь сначала на широкий обливной зуб. Этот слив под
левым берегом. Берега скальные.
Далее река поворачивает на запад, препятствия становятся проще и до Тускола
сплав по спокойной воде с несложными шиверами, около 4 км. Чалка ниже устья
Тускола в примерно 1 км, у устья правого притока, ручья Московский. Ручей
впадает в Башкаус водопадными сливами. (Фото 19)
Далее - НИЖНЕЕ УЩЕЛЬЕ Р.БАШКАУС! (Фото 20-23)
Пеший
переход на р. Чулышман
Пешая часть начинается от устья правого
притока Башкауса - ручья Московский. Он впадает в Башкаус водопадом. В устье ручья - хорошая стоянка. (Фото
24) Троп, поднимающихся от Башкауса вверх по ручью несколько; все они местами
- человеческие, местами - звериные.
Создается впечатление, что, с появлением
автомобильной дороги с Башкауса на Чулышман, группы водников перестали уходить
из каньона нашим вариантом. Все или уезжают на Чулышман из Усть-Улагана или
идут нижний каньон Башкауса. При неблагоприятном раскладе выходят из каньона по
Онышу или по какому-либо другому притоку (?), пройдя часть препятствий Нижнего
каньона.
Вначале от Башкауса тропа круто поднимается
вверх, разделяется на несколько троп. Одни уходят правее от ручья, другие идут
вдоль. Тропы не слишком хорошо натоптаны, звериные. Можно идти вдоль ручья,
можно - по правому борту долины. Тропа идет по лесу. Примерно через километр
тропа бродит с левого орографического берега р. Московский на правый. Далее -
крутой подъем на правый борт, и тропа выходит на обширную луговину. (Фото
25) Подъем по луговине без тропы. Достаточно круто, идти лучше серпантином.
На склоне потоптаны многочисленные тропки - здесь пасется скот.
После затяжного подъема тропа явно видна на
широкой пологой полке, по которой идти легко. Примерно через километр после
подъема на полку тропа пересекает один из истоков р. Московский. Рядом -
домики. Там живут алтайцы, пасут скот. Далее идет хорошая конная тропа по
правому орографическому берегу вверх по р. Московский, метрах в 30 от ручья.
Вокруг - заросли клубники.
Места для стоянки есть около первого и около
второго летников. Напротив второго летника нужно искать тропу, уходящую влево
от ручья, ведущую на перевал. Это перевал через водораздельный хребтик между
двумя правыми притоками Башкауса ручьем Московский и Онышем. Явного ответвления
от основной тропы нет, она становится видна через некоторое расстояние после
того, как начинаешь идти в нужном направлении. Подъем на перевал несложен. На
перевале - дерево, увешенное веревочками.
Никаких затесок, обозначающих тропу, ведущую
к Онышу (как было написано в отчете примерно 20-летней давности, описанием из
которого мы руководствовались) мы не нашли. С перевала шла единственная тропа,
конная, которая спускалась вниз, к летнику. По описанию, тропа должна идти по
вершине водораздельного хребта у притока р. Кузеры. Нам же алтайцы указали на
тропу, которая от летника поднимается вверх и выходит наверх каньона, по
которому течет Башкаус. Далее, в нужном нам направлении, вдоль Башкауса,
сначала идет конная тропа, но через несколько километров она теряется,
разбивается на много звериных тропок, местами упирающихся в бурелом, местами
исчезающих. Идти трудно. По пути приходится переходить два притока Оныша,
которые текут в каньонах. Видимо, правильную тропу нужно искать восточнее,
ближе к долине р. Кузера.
Хорошая тропа идее вдоль р. Кузеры, левого
притока Оныша. Проходит он высоко над притоком. В месте впадения Кузеры в Оныш
- мостик через Оныш.
Мы же спустились по тропке в каньон, по
которому течет Кузера, поднялись по крутому склону на тропу. Далее, по хорошей
конной тропе, идти сильно легче. Километра через 3 от моста через Оныш - еще
один мост, тропа переходит с левого орографического берега Оныша на правый орографический
берег. Тропа поднимается вверх, далее идет по полке над Онышем. Тропа хорошая,
идти легко. Километра через 4 от второго мостика – зимний домик. Долина Оныша
расширяется, далее - места, где алтайцы косят сено.
От домика до устья р. Арочак, правого притока
р. Оныш, километра 4 хода по конной тропе, которая местами сильно заболочена и
завалена деревьями.
Чтобы найти тропу, уходящую вверх по р.
Арочак, нужно пройти от устья Арочака с полкилометра вверх по Онышу, и искать
ответвление на тропу, идущую сначала параллельно основной, а затем
поворачивающую в долину Арочака. Раньше здесь проходили плановые маршруты, но
последние лет 10, видимо, плановые группы здесь не были.
Тропа,
идущая вдоль Арочака, неплохая, сначала она карабкается на крутой травяной склон,
затем идет по лесу, затем - вдоль русла, по кустам. Тропа переходит на правый
орографический берег Арочака, разветвляется. Нужно держаться троп, идущих вдоль
реки, бродить на левый орографический берег и искать тропу, уходящую вверх по
первому левому притоку р. Арочак. Тропа становится хуже, затем она выходит на
заболоченную луговину - отсюда виден триангуляционный знак на высоте 2229.
Еще километр пути по заболоченной луговине -
появляется брошенный летник (Фото 26), около него - заброшенная стоянка
плановых туристов с полусгнившими идолами. (Фото 27)
Подъем на
перевал начинается метров через 500 от летника, хорошая тропа уходит направо,
на перевал. Подъем нетруден, занял у нас 1, 5 часа.
На перевале - дерево с привязанными
тряпочками (Фото 28), через 40 минут хода вниз – пяти-стенный летник.
От летника очень хорошая тропа идет на
восток, вдоль ручья, около которого стоит летник. Эта тропа ведет в долину
Оныша. Мы пошли по ней ошибочно - по нашим схемам, эта тропа должна была вскоре
спуститься в долину Итыкая. Дойдя до Оныша, мы вернулись назад, к летнику, и
стали искать тропу, идущую в правильном направлении. Пройдя метров 500 на
север, мы поднялись на возвышенность и увидели долину Чулышмана. К долине, в
направлении на север, вело много мелких
тропок, спускающихся к долине ручья, который, по нашим расчетам, должен был
быть притоком Итыкая. Мы приняли решение идти по направлению к долине Чулышмана
по одной из тропок. Хорошо набитую тропу, ведущую в долину Итыкая, видимо,
нужно было искать восточнее, но мы ее так и не нашли.
Схема движения, которой мы пользовались, не
соответствует действительности - летник расположен не на левом истоке Итыкая, а
на правом истоке Оныша. С перевала другой тропы не ведет, тропа единственная,
которая выходит к пяти-стенному летнику, а перевал мы нашли верно: «железный»
ориентир - под перевалом поляна с идолами.
Далее мы двигались по тропам, в большинстве
своем - звериным, в направлении долины Чулышмана. Нашей ошибкой было то, что мы
стали спускаться по притоку, теряя высоту, когда нужно было, не теряя высоты,
двигаться по хребту. Возможно, мы нашли бы там лучшую тропу. Следствием нашей
ошибки было то, что нам пришлось, в конце концов, все- таки вылезать от русла
ручья, когда он начал течь в водопадном каньоне (Фото 29, 30), наверх
хребта, искать там тропу. Вероятнее
всего, мы вышли к Чулышману по долине Кендира - он течет параллельно Итыкаю.
Наш путь проходил по звериным тропам, затем -
по каменистому руслу ручья. Когда ручей вошел в водопадный каньон, мы
предприняли попытку спускаться с водопадов, но скорость движения сильно
замедлилась. Из каньона мы вылезли наверх хребта, там нашли тропу, ведущую к
долине Чулышмана. Дойдя до места, откуда виден Чулышман и дорога, идущая рядом
с рекой ( Фото 31), нужно забирать правее, выше по течению Чулышмана - у
притока, вдоль которого мы шли, есть небольшой правый приток, текущий в
глубоком каньоне из небольшого кулуара. Этот кулуар нужно обходить справа,
тогда можно найти тропу, идущую по правому орографическому берегу притока
Чулышмана, высоко над притоком, по борту долины. Тропа хорошая, спускается
местами довольно-таки круто к дороге, идущей вдоль Чулышмана. Спуск по высоте
составляет около километра. Мы не сразу нашли эту тропу, шли по гребню без
тропы, преодолевали горелый бурелом. ( Фото 32)
Тропа спускается на «полки», местами
выполаживается. Последний километр спускается к Чулышману по луговине, местами
выходя на скалы.
Вдоль Чулышмана идет проселочная дорога с
дорожными знаками. Дорога ведет в Усть-Улаган вверх по Чулышману. Вниз по
Чулышману она практически доходит до Телецкого озера.
Сплав
по р. Чулышман.
По берегам Чулышмана растет лес, но вырубить прямые слеги для рамы довольно- таки проблематично. Деревья все кривые и короткие.
Мы прошли по Чулышману несколько шивер сходу. Чулышман в нижнем течении- широкая река с большим расходом и сильным течением.
Большое количество надводных и подводных
камней по всей ширине русла. Мощные валы, бочки, навалы на камни. Но все
препятствия можно обойти, проходы широкие. Проходили тандемом со взаимной
страховкой. Затем, практически до устья правого притока Чульча, идут,
постепенно упрощающиеся, разделённые плёсами 200-600 м, шиверы. От устья Чульчи
до устья Башкауса - течение еще есть, но не слишком сильное. Ниже устья
Башкауса мы не смогли плыть - сильный встречный ветер.
Ниже, до Телецкого озера (Фото 33, 34),
река совсем не интересна, нужно заниматься прямой греблей. Встречные ветра дуют
регулярно, почти по расписанию. Попутный ветер бывает по вечерам.
4. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
4.1. Итоги похода
Группа полностью прошла маршрут V категории сложности по рекам Башкаус и Чулышман. Были пройдены все препятствия. Наши неудачи на пешей части были, прежде всего, связаны с отсутствием современных схем движения и описания маршрута – водные группы практически перестали ходить таким вариантом, свежих отчетов не было. Несмотря на то, что нам не удалось найти правильный спуск по Итыкаю, группа спустилась в долину Чулышмана, практически уложившись в контрольные сроки. Мы смогли преодолеть тяжелый путь без троп, по бурелому. Группа действовала слаженно, трудности способствовали этому. Цель похода была достигнута.
Несмотря на затянувшуюся пешую часть, маршрут нам очень понравился. Для нас это было приятное катание по порогам – особенно понравилось начало нижнего каньона, до р. Московский, которое мы шли сходу. Это несколько километров напряженного сплава по уже многоводной реке. Полезным и интересным для нас оказался осмотр порога «Безлюдный» - мы смогли составить некоторое представление о препятствиях Нижнего каньона.
Пешая часть, несмотря на все сложности, которые мы умудрились там отыскать, на редкость приятна. Очень красивые места. В основном, повезло нам с погодой, стояли солнечные теплые дни, дождь был не часто. Местное население к туристам равнодушно и ненавязчиво. Как ни странно, от похода осталось впечатление полноценного таежного маршрута.
На маршруте было изобилие ягод: клубника, черника, голубика, клюква, черная и красная смородина, крыжовник, брусника, облепиха…
На Башкаусе ловился хариус.
4.2. Выводы
Маршрут интересен со спортивной и эстетической точек зрения. Сложность препятствий на реке нарастает постепенно, что дает возможность экипажам сгрестись. Пороги интересны, особенно для прохождения «сходу». По сложности выделяется порог «Камень преткновения». Очень приятен достаточно напряженный сплав по началу нижнего каньона - обычно группы, уезжающие на Чулышман, не идут этот участок. Маршрут может служить промежуточным этапом при подготовке к более сложным путешествиям.
Тактика прохождения водной части маршрута была разработана верно. На пешей части нам не хватало современного картографического материала, но группа успешно преодолела все сложности.
Обеспечение безопасности на маршруте
Безопасность в водном походе обеспечивалась следующими мерами:
Каждый участник при сплаве был одет в спасательный жилет (с ножом), каску, гидрокостюм.
При прохождении сложных препятствий применялась страховка с берега с помощью спасательного конца или с воды. При прохождении препятствий «с ходу», катамараны шли тандемом, с взаимной страховкой.
Литература
При
подготовке к походу мы использовали следующие отчеты:
1. Отчет № 5636, библ. МГЦКТ, 1999г
2. Отчет №5251, библ. МГЦКТ, 1989г
3. http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/bashkaus/bashks99.htm
4. http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/CHULSHMN/chlsmn98/htm
5. http://veslo.ru/2001/othet/bashk/othet2001.html
6. Отчет №4916, библ. МГЦКТ, 1987г
7. Отчет №4122, библ. МГЦКТ, 1979г
Дневник похода
15 августа
Улетаем в 23-20 из Домодедово рейсом авиакомпании «Сибирь». Багажа с собой можно увозить по 30 кг на человека, поэтому откладываем часть вещей в полиэтиленовые пакетики и уносим как ручную кладь. Доплачивать не приходится. Рейс задерживают на 2 часа. Это хорошо, потому что Димыч, наверное, опоздал бы.
Сдаем рюкзаки в багаж. Димыч проходит процедуру сдачи ружья.
16 августа
В Барнауле на площади нас ждет заказанный заранее «ПАЗик». Он нас довезет до Бийска, а там мы пересядем на «УАЗ». Из Баранула выехали только около 10 утра - долго ждали багаж. В Бийске пересаживаемся на УАЗик, рядом стоит большая машина МЧС. Подхожу поинтересоваться, куда едут ребята - в машине видно водное снаряжение. Оказывается - это Бийское МЧС, ребята, с которыми мы параллельно шли в позапрошлом году по Кара-Алахе. Радостная встреча. Ребята идут на Чулышман, упрекают нас - могли бы и позвонить, транспорт бы организовали. Объясняем, что собирались наскоро, что плохо все у нас в этом году сложилось. Ну что же, все-таки пора ехать, расстаемся с ребятами - возможно, встретимся на Чулышмане.
Заезжаем на оптовый рынок - купить продукты. Из Бийска уезжаем часа в 2 дня.
В дороге усиленно освобождаем тару для упаковки круп, поэтому приходится пить много пива. Вечером едим в придорожном кафе. На ночевку останавливаемся где- то в районе Ак-Таша, на берегу Чуи.
Шофер наш, Валера, в восторге от «Рязановки», интересуется, куда за ней в Москве нужно обращаться. На Алтае такой нет.
17 августа
Завтракаем в кафе в Ак-Таше. Вполне съедобно. Едем дальше. К обеду приезжаем к месту стапеля - это километров 20 выше пос. Саратан. Дальше машина не пройдет. Несем рюкзаки метров 500 по дороге, спускаемся вниз к реке на большую выкошенную поляну. Здесь у нас будет стапель. Хочется переплыть на левый берег - подальше от населенки - но собрать катамараны до темноты не успеваем. Никто из местных нам не докучает, они все, видимо, заняты своими делами. Сенокос.
Рамы строим из лиственницы, с этим проблем нет. Вокруг много грибов - шампиньоны, моховики, рыжики, сыроежки.
18 августа
С утра продолжаем постройку катамаранов. Выходим только часов в 5 вечера.
Несколько километров сплава по спокойной воде, затем - Ильдугемский каньон. Длина каньона около 700 метров. Вова с Димой первыми прошли нормально, Петр стоял на страховке внизу каньона, я - с фотоаппаратом напротив ключевого места. Затем пошли мы с Петром, нас кинуло слегка влево, налетели на зуб в последних «воротах». Катамаран сняли с «зуба», обернувшись вокруг него и далее сплавившись вниз кормой. Далее прошли без приключений. Оказалось - сломали поперечину.
Уже в восьмом часу вечера встали на стоянку на левом берегу сразу за Ильдугемским каньоном. Вечером пробовали купленную в Усть-Улагане водку.
19 августа
С утра встали, поменяли поперечину. Позавтракали. И тут выяснилось, что Петр заболел. Решаем подождать до обеда - может, отлежится. Но Петру и после обеда легче не стало. Тогда принимаем крайние меры - заставляем выпить несколько литров слабого раствора марганцовки и съесть несколько таблеток активированного угля.
Димыч за утро поймал трех хариусов, сварили уху и откармливали Петра.
Так
в этот день никуда и не отплыли.
20 августа
Решаем изменить состав экипажей - я поплыву с Димычем на маленьком кате, Вова - с Петром на моем, большом.
Метрах в 500 за Ильдугемским каньоном находится порог «Ловушка» («Водопадный»). Две мощных бочки. Проходим с попеременной страховкой с берега. Далее - несколько километров спокойного сплава. Обедаем, пройдя первую ступень порога «Обманка».
Первый раз в нашей практике мы пользовались лоцией с фотографиями. Очень помогает. Логично только, чтобы были фотографии - вид сверху порога.
Порог «Обманка» начинается за правым крутым поворотом, с воды практически не виден. Слабым ориентиром может служить изгородь загона для скота на правом берегу, которая видна метров за 100 до правого поворота. Перед порогом «Обманка» на правом берегу - великолепная стоянка, слева впадает ручей (с воды плохо виден). При подходе к порогу следует держаться у правого берега, чтобы заранее увидеть глыбы в русле.
За порогом «Обманка» начинается каньон «Змейка». Мы осмотрели первые 300 метров, прошли каньон с взаимной страховкой.
После окончания каньона «Змейка», через 100 метров, начинается шивера, переходящая в каньон «Открытый». Перед ним, у левого берега - большое улово. На входе в каньон «Открытый» - узкая щель. Обносим, перекинув катамараны через скалы правого берега (несколько метров). Ширина щели - примерно 1.60-1.80, т.е. вполне проходима на наших катамаранах. Испугались мы возможного расклинивания катамаранов - если поставит диагональю. Далее, за узостью, препятствий в каньоне нет. К 5 вечера приплыли в пос. Саратан. Купили продукты. Народ приветлив и неназойлив.
В Саратане 2 частных магазина. Прокатили по слабо текущей реке до конца деревни местную продавщицу. Ночевали ниже пос. Саратан, проплыв от него минут 40.
21 августа
С утра выплываем. Минут через 40 - порог «Предбанный». Ничего особенного. После порога метров через 300 чалимся справа на галечную отмель. Осмотр начала Саратанского каньона и порога «Камень преткновения» лучше проводить сверху. По правому берегу идет хорошая тропа. Здесь обедаем. За «Камнем преткновения» можно спуститься вниз, поставить страховку. Заход в порог несложен, везде чистые проходы (метров 700), далее - несколько крупных глыб в русле, навал на камень левого берега и бой в камень в середине русла. Вова и Петр ударились о левые скалы, их кинуло вправо и прижало к «Камню преткновения». Катамаран встал почти вертикально, Вова перелез на баллон Петра. Катамаран подцепило струей и смыло с камня. Все закончилось благополучно, без киля.
Я, не вдохновленная увиденным, долго не хотела идти, но Димыч потащил меня почти силой. Мы прошли порог чисто, уйдя вправо за камнем, стоящим перед «Камнем преткновения».
Далее - порог «Трек». В русле - большой камень. Проходим слева от него, бочки и валы небольшие. Пороги «Интеграл» и «Проводка» проходим сходу не совсем чисто - местами налетаем на камни.
В конце Саратанского каньона - бой в стенку левого берега, косая бочка, которая сваливает кат на скалу, и следом - еще одна бочка. Оба ката наваливает на стенку и месит в бочках. Выбираемся без килей. Но препятствие впечатлило.
Встаем на ночевку за Саратанским каньоном, проплыв минут 20, на левом берегу. Пьем компот из облепихи, едим грибы.
22 августа
Утром через полчаса сплава на правом берегу - пос. Усть-Улаган. Покупка пива и водки заняла 30 минут. (Отплыли от стоянки в 10-30, в 11-30 отплыли от Усть-Улагана). Река имеет равнинный характер, но течение чувствуется.
К 13-30 доплыли до пос. Кара-Кудюр, еще через полчаса встали на обед на правом берегу, среди зарослей облепихи. Обедали в течение часа, далее плывем, пытаясь ориентироваться по притокам. Часть притоков мне обнаружить так и не удалось. Пытаюсь привязаться к местности по характеру реки, читая лоцию. К каньону «Щель» подплыли к 5 часам вечера. Мне даже удалось определить то место, которое рекомендуется осматривать (смотреть было не обязательно). Сам каньон «Щель» начинается ниже этого места. Каньон мы осмотрели с правого высокого берега, но ничего интересного или опасного там не увидели. В конце каньона - мост. Далее идем все сходу. На реке есть несколько мощных препятствий, прохождение которых в таком режиме достаточно интересно.
На этом участке Башкаус уже многоводная река, бочки мощные, валы высокие. К 7 часам вечера прошли один из левых притоков, сильно нервничаем - это после него начало препятствий нижнего каньона или будет еще один приток? Будет ли сейчас порог Безлюдный или это еще предыдущий левый приток, и впереди у нас несколько километров «четверочных» шивер и порогов?
Димыч дергается, хочет вставать на ночлег, но мы настаиваем, чтобы дойти до места, откуда нам нужно уходить на Чулышман. Наконец- то, еще один левый приток, за ним - шивера, через примерно 1 км на правом берегу - ручей «Московский» и хорошая стоянка. Приплыли. Уже около 8 вечера, быстро ставим лагерь, развешиваем сушить вещи. Нижний кусок сплава очень понравился.
На стоянке - немного водки в бутылке и сухарики. Спасибо.
23 августа
Утром делаем ревизию продуктов, разбираем катамараны.
Идем смотреть порог «Безлюдный». Он состоит из двух ступеней - сначала большие бочки через всю реку, затем - камень и еще один большой камень, проход по бочкам.
Димыч поймал стаю хариусов. Я зажарила их на сковородке. Собираем рюкзаки и выходим на пешку после обеда. Вверх идет тропа. Круто. Начинаем карабкаться вверх по тропе вдоль ручья «Московский». Набитая тропа вскоре теряется, появляется куча менее набитых тропок. Идем сначала вдоль ручья, затем карабкаемся на борт долины.
Вова и Димыч идут тяжело.
Через некоторое время тропа бродит ручей и поднимается наверх по правому орографическому берегу. Выходит на луга. Склон довольно - таки крутой. Выходим наверх, здесь луга, и через некоторое время подходим к домикам. Подходят алтайцы, проявляют вялый интерес - кто мы такие и откуда.
Подходят Вова с Димой, но алтайцы к тому времени уже отошли от нас на некоторое расстояние. Вова и Дима пытаются заставить меня нанять лошадей, чтобы они везли их рюкзаки. Мне это, честно говоря, в голову не приходило. Следующие несколько дней я буду слушать, как я была не права, не нанявши лошадей.
На ночевку встаем около тропы, не доходя до начала подъема на перевал. Вокруг много клубники. Алтайцы, от чьего жилья мы отошли не более чем на пару километров, нас не беспокоят - им не до нас: сенокос.
24 августа
Утром начинает идти дождик, который, впрочем, быстро заканчивается. Доходим до летника. По описанию, отсюда начинается подъем на перевал. Ориентируемся при помощи компаса. Идем в нужную сторону, находим тропу, поднимаемся на перевал. Он зарос лесом, на нем - дерево с привязанными веревочками. Тропа, далее, петляя по лесу, спускается с перевала. Выходим еще к одному летнику. Рядом пасутся кони. Обрадованный Вовочка, испиливший меня настолько, что я уже согласна на любых коней с любыми алтайцами, пытается договориться с хозяевами о перевозке своего рюкзака. Но хозяева- подростки, которых мы видели на берегу Башкауса на предыдущем перед ручьем Московским правом притоке.
На наш вопрос - как нам выйти к Онышу - подростки показывают на склон, по которому идет тропа, говорят, что нужно идти по ней: «Там все увидите». Поднимаемся по тропе по крутому травянистому склону, затем тропа идет по лесу, выходим на верх, на водораздельный хребтик. Понимаю, что что-то не так - мы опять вышли к Башкаусу, он виден внизу, в глубоком ущелье. Пытаемся все вчетвером сориентироваться. Решение: нужно идти в сторону Оныша, мимо него мы не пройдем - это приток Башкауса. Как выяснилось позднее, решение-то, конечно, было верное, мимо Оныша на самом деле никак не пройдешь, да вот ходить без хороших троп в этих местах оказалось на так-то просто. Находим какую-то тропу, идущую в нужном нам направлении. Идем по ней. Через некоторое время тропа из конной превращается в звериную, теряется. Теперь идем уже по звериным тропам, по бурелому.
Понимаем, что ввязались в дурацкую затею - нужно было возвращаться к летнику, искать правильную тропу на Оныш. Но уже пошли много вдоль Башкауса, возвращаться просто психологически невозможно.
Тем временем наступает вечер, мы высоко над Онышем, текущем в глубоком каньоне. Нужно вставать на ночь. По карте у меня впереди обозначен приток.
Ставим палатку на небольшом ровном возвышении, разводим большой костер – Димыч жаждет просушить намокшую от дождя одежду. Петр с пустым гермомешком идет на поиски притока - набрать воды. Приток оказался недалеко, набрать воды удалось.
25
августа
С утра собираемся, ломимся по звериным тропкам в нужную сторону. Переходим приток - он течет в глубоком ущелье, я разведываю путь через него. Очень крутой спуск и подъем. Но этот приток, к сожалению, еще не Кузера. Идем дальше. До Кузеры доходим только к обеду. Переходим этот приток Оныша, который тоже течет в глубоком ущелье. Обедаем около воды.
По борту долины Оныша идет широченная тропа, которую мы не смогли найти после перевала. Начинаем идти по тропе. Нас догоняют двое алтайцев на лошадях. Я, изгрызенная Вовочкой за то, что позавчера не стала нанимать лошадей, начинаю ныть и просить подвезти рюкзаки. Алтаец, что постарше, соглашается. С удивлением он наблюдает, как мы грузим туда Вовин и Димин рюкзаки, а свой я тащу сама. Теперь Вова и Дима мелкой рысцой трусят рядом с лошадьми, а мы с Петром идем позади с рюкзаками.
Километра через 2 встаем на ночлег на полочке правого орографического берега за вторым мостиком через Оныш.
26 августа
Утром алтаец так и не приехал везти рюкзаки дальше. Жалеет лошадей. Тропа хорошая, бодро идем вперед. Тропа идет по горизонтальной полке, подъемы незначительные.
Через некоторое время - зимний домик. Никого нет. Идем дальше - семья алтайцев косит сено. Интересуемся, далеко ли до Арочака - притока, вдоль которого нам надо идти к перевалу. Алтайцы, видимо, не слишком хорошо знают окрестности. Они говорят: «Километров 7-8». Оказалось, примерно 4.
Арочак впадает в Оныш двумя рукавами. Тропа не сразу сворачивает с Оныша на Арочак, а нужно немного пройти вдоль Оныша, и искать ответвление тропы налево. Тропа сначала поднимается по крутой горке - травяному склону, а затем уходит в лес. Тропа конная. Идем по тропе, ищем левый приток Арочака, по которому нужно будет подниматься к перевалу.
Сегодня хочется дойти хотя бы до летника под перевалом - у нас остается немного времени, нас ведь ждет машина. Мы успеем на машину, если за день спустимся с перевала к Чулышману.
Находим тропу, ведущую вверх по левому притоку Арочака, в конце концов - выходим к летнику. Летник брошенный. Рядом - поляна с останками идолов. В описании она упоминается - сюда в прошлой жизни, при социализме, водили плановые группы туристов.
Еще есть немного времени до темноты - разведываю тропу на перевал. Все соответствует описанию.
27
августа
С утра выходим пораньше. В 10-30 мы уже на перевале. Ориентируемся. По схеме, которой мы пользуемся, нам нужно спускаться к летнику, а затем поворачивать в сторону, к долине Чулышмана. За одну ходку спускаемся к летнику. А вот и хорошая тропа пересекает ручеек, по схеме - левый приток Итыкая. Согласно нашей схеме, тропа через некоторое время должна повернуть в сторону, налево. Резво идем по тропе, никакого поворота нет. Через полтора часа приходим в долину реки, которая должна быть Итыкаем, но о ужас!, течет не в ту сторону. Ясно, что мы не туда спустились с перевала. Скорее всего, мы – в долине Оныша. Опять.
Возвращаемся назад, к летнику. Обедаем. Ищем тропу. Описание никак не сходится с местностью - нет тут никакого левого притока Итыкая, есть правый приток Оныша. Наконец, находим неплохую тропу, идущую в нужном нам направлении. Сверху видно, что тропа спускается к притоку, впадающему в Чулышман. Видна долина Чулышмана, долина Чульчи. Принимаем решение - двигаться по этой тропе в направлении долины Чулышмана, вдоль притока. Тропа через некоторое время становится звериной, рассыпается на более мелкие тропки. Идем вдоль русла притока. Мне хочется вылезти наверх, на гребень, но Дима с Вовой упорно не желают набирать высоту. Им хочется только вниз. На ночевку встаем около притока- ручейка.
28 августа
Шансов успеть на машину уже, практически, нет. Идем вперед. Берега небольшой речки, вдоль русла которой мы идем, сужаются. Начинается каньон. С водопадами. Нужно идти на борт каньона, наверх. Димыч упирается всеми силами, говорит, что набирать высоту он никак не хочет, а хочет дальше идти вдоль русла, дюльферяя с водопадов. Каньонинг это называется.
Петр с Димычем ходили на разведку. Петр молчит, а Димыч утверждает, что там только один крутой спуск - понадобятся веревки, метров 6. А дальше - все хорошо, и ежели чего, наверх можно направо вылезти.
…Водопадов оказалось 5, тех, с чего мы успели спуститься до темноты. Дальше был 6-й, 20-и метровый. Делаем ровную площадку в каньоне, около воды, ставим палатку и ночуем. За день прошли метров 800. Настроение соответствующее. Я в панике - целый день из-за упрямства одного товарища занимались бесполезным и опасным делом. Опаздываем уже круто, продукты кончаются. Димыч стал белым, пушистым и покладистым. Ему удалось внести свою лепту в кучу неправильных решений, принятых нами за эту пешку, он теперь готов лезть наверх.
29 августа
С утра Петр идет на разведку - искать выход из каньона на хребтик. Возвращается часа в 3 дня. Выход есть. Обедаем, набираем с собой воды и карабкаемся на стенки каньона. Несколько раз вешаем веревку - с рюкзаками местами пролезть тяжело. Ночуем на склоне, подготовив площадку для палатки.
30 августа
С утра очень скоро выходим на гребень. Через час подходим к тому месту, откуда виден Чулышман. Петр идет на разведку и говорит, что когда шел назад, видел маркеры на тропе. По его словам, не все так однозначно - у реки, вдоль которой мы идем по правому берегу, по хребтику, есть правый приток. Он течет в глубоком каньоне, который нам нужно каким-то образом переходить.
Начинаем двигаться по тропам, спускающимся вниз. Я вижу машину МЧС, едущую по дороге вдоль Чулышмана. К обеду выясняется, что спуститься мы не сможем - тропы кончаются на скалах, нам не преодолеть стенок кулуара (это кулуар, в котором течет ручеек, а не приток). Правда, выясняем, за кулуаром идет хребтик, весь поросший лесом, который спускается к Чулышману под углом местами до 45 градусов. Есть шанс спуститься. Идем назад, забирая правее, чтобы обойти кулуар.
Ночуем, не доходя до родничка, который мы проходили днем. Петр пошел в темноте искать его, да так и не нашел. Расходуем воду, которую несем с собой в бутылках. На ужин готовлю грибы, еда скоро кончится.
31 августа
Утром улетел наш самолет. Без нас. К обеду родственники начнут сильно нервничать.
Петр опять уходит искать родничок, так как вода почти закончилась. Оказалось, родничок находится рядом, но найти его было непросто. Ориентир – засечки топором на деревьях в непосредственной близости.
Начинаем обходить кулуар справа. Идем без троп по гребню, в нужном направлении. Горелый лес, бурелом. Много козьих троп. Продвижение по горелому лесу (почти все деревья лежат на склоне), поросшему березовым подлеском, очень замедленно, иногда за ходку удается пройти всего около 50 метров. Начинаются сбросы. Наконец выходим на отвесную скалу, обрывающуюся к Чулышману. Под прямым углом уходим влево и выходим на очередной хребтик. Горелого леса становится меньше, двигаться легче, но увеличивается крутизна склона. Наконец опять выходим на отвесную скалу. Возвращаемся обратно к месту начала движения по этому хребтику. Теперь начинаем двигаться вверх, забирая вправо по ходу движения. На очередном привале Петр уходит на разведку. Возвращается с обнадеживающими новостями: удалось найти неплохое место для стоянки (уже начинает темнеть) и селевой вынос без деревьев, уходящий круто вниз, по которому виден противоположный склон. Мы с Петром идем еще раз на разведку по селевому выносу. В самом низу выноса нашли хорошую набитую тропу. Судя по всему, мы находимся на том склоне, поросшем лесом до самого Чулышмана, который мы видели прошлым днем. Вова с Димой тем временем разбили лагерь и начали готовить ужин.
Небо стало затягивать тяжелыми грозовыми тучами. Все освещается вспышками молний и раздаются раскаты грома. Жутковато как-то. Все железо относим подальше от палатки на всякий случай. Дождя совсем не хочется – ведь завтра предстоит крутой спуск по склону.
1 сентября.
С утра дети наши пойдут в школу. Без нас.
А мы надеемся сегодня спуститься. Моросит дождь. Идем вниз вдоль склона по тропе. Тропа, судя по всему, козья. Ниже она сильно разбивается. Тропки, по которым мы идем, часто теряются, приходится бегать на разведку, искать следующую. До Чулышмана спустились к обеду. Вдоль Чулышмана идет неплохая дорога, с дорожными знаками. На картах топографических этой дороги нет.
Думаем, что делать дальше - плыть к Телецкому озеру и искать там катер или пытаться выбраться через Усть-Улаган на какой-нибудь машине. Машины по дороге ходят очень редко, несколько штук в день, и неизвестно, сколько времени займет добираться на перекладных. Ребята настаивают, чтобы плыть до Телецкого озера - им хочется на него посмотреть. Они питают иллюзии, что завтра из первого же села пошлем телеграмму в Москву, что с нами все в порядке. А на озере легко поймаем катер. Строим катамараны около реки. Пару раз слышим шум мотора – по дороге шли машины, но я не успеваю добежать - от реки до дороги далеко. На ужин доедаем последний пакетик супа. На завтрак остается полкило муки. Заранее пеку лепешки. Больше еды нет.
2 сентября
Выплываем с утра пораньше. Впереди пара препятствий, которые проходим без просмотра. Доплываем до устья Чульчи, далее - до первого села. В магазине - только борщ и щи (постные) в стеклянных банках. Даже с голодухи щи я съесть не сумела. Связи в селе давно нет, вот, говорят, быть может, в Балыкче есть телеграф…
Плывем дальше. Напротив устья Башкауса начинается сильный встречный ветер, на быстротоке катамаран стоит на месте, несмотря на все наши усилия. Чалимся к берегу. Взываю к мужикам - чем мы занимаемся? В Москве, наверное, родственники уже в панике, мы пытаемся перегрести встречный ветер на реке, не представляющей уже никакого спортивного интереса, а вдоль реки идет дорога. Плыть все равно не возможно, идем с Петром на дорогу. Через некоторое время появляется машина, едущая в сторону Балыкчи. Она везет студентов на турбазу. Мы вдвоем едем в Балыкчу - с надеждой на телеграф, но провода давно уже оборваны, никакой связи нет. Договариваемся с местным водителем, он приезжает за нашими катамаранами к реке, (мы их быстро разбираем) и едем на ту турбазу, куда везли студентов. 4 сентября днем за ними придет катер, если раньше никак не выберемся - уплывем с ними. Уже темно. Ночуем на берегу реки. Продукты купили в Балыкче.
3 сентября
С утра посылаю ребят искать катер и телефон - ходил слух, что на какой-то турбазе есть спутниковый телефон. Ребята договариваются с небольшим местным катером, нас перевозят через участок озера, где устье Чулышмана, на правильную турбазу. Там на самом деле есть спутниковый телефон. Звоним в Москву. С нами все в порядке. В контрольные сроки, практически, уложились. Завтра нас бы начали искать.
Ждем катер - он еле виден у противоположного берега, если сегодня пойдет - нас заберет. Если нет - нас увезут завтра рано утром на катере, который будет увозить персонал турбазы. В этот день нас не увезли, обедаем, ужинаем и идем в баню и на турбазе. После сильных ограничений в еде на маршруте - становишься пьяным от еды. Ночуем в домике на турбазе.
4 сентября
Утром нас забирает катер, к обеду мы уже едем на машине, в 7 вечера - в Бийске, в 10 вечера - в аэропорту в Барнауле. Билеты наши пропали, нам потом в Москве вернули немного денег. Берем билеты на самолет другой авиакомпании. Ночуем в аэропорту, в спальниках.
5 сентября
С утра садимся на самолет. К 11 утра мы уже в Москве.