ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ РОССИИ

 

Московский городской центральный туристский клуб

 

 

 

 

 

 

Отчет

о водном туристском путешествии

по реке Фиртина

 

 

 

 

 

Водное туристское путешествие

III категории сложности с элементами VI к.с.

по Северо-Восточной Турции

р. Фиртина

 

Руководитель Комаров С.В.

 

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия

 рассмотрела отчет и считает,

 что путешествие может быть зачтено

всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет _______________ категорию сложности.

Отчет использовать в библиотеке _______________

 

 

 

Москва,   2004 г.

 


 

Отчет

о водном туристском путешествии

по реке Фиртина

 

Район путешествия:       Северо-Восточная Турция.

Категория сложности:  III к.с. с элементами VI к.с.

Маршрут:   г.Москва - г.Адлер – г.Трабзонс.Чамлихемшин – пансионат «Фиртина» - р. Фиртина – д.Дикая – г.Трабзон - г.Адлер - г.Москва

Тип судов:            двухместные катамараны, 2 единицы

                   четырехместный катамаран, 1 единица,

                   каяк Necky Blant, 1 единица

Время проведения:        с 30 апреля по 9 мая 2004 г.

Протяженность активной части маршрута:       30 км.

Количество ходовых дней:    5 дней

Количество дневок:                1 днёвка

Основные препятствия на маршруте:      порог «Мост», Чамлихемшинский

каскад в составе: порог «БизДокуз», порог «Чупа-Чупс», порог «Кирдык», - порог «Испуг» (1‑й водопад), - каскад «Хаос» (2‑й водопад).

Количество участников путешествия:      9 человек

 

Заявочные документы рассмотрены в МКК МГЦТК

 шифр:  177-00-56666252

Маршрутная книжка:     № ¼-310

 

Руководитель похода:  Комаров Сергей Васильевич

 

Адрес руководителя:     

E-mail:        lesovik2000@mail.ru

http://komarson.narod.ru

 

 


 

Содержание.

 

Справочные сведения о путешествии. 4

Паспорт маршрута.. 4

Состав группы. 5

Сведения о районе путешествия. 6

Общая характеристика р. Фиртина. 6

Организация путешествия. 7

Цели путешествия. 7

Обеспечение безопасности на маршруте. 8

Заброска и выход с маршрута. 8

Аварийные выходы с маршрута. 9

График движения. 9

Средства сплава. 10

Техническое описание реки Фитина. 10

Места ночевок и рекомендации по их выбору. 13

Выводы и рекомендации. 13

Дополнительные сведения о походе.. 14

Смета расходов на путешествие.. 14

GPS-координаты основных точек на маршруте. 15

Список литературы и ссылки на источники. 16

 


 

Справочные сведения о путешествии.

Паспорт маршрута

Вид туризма:                                    водный

Категория путешествия:    III с эл.VI к.с.

Район путешествия:                       Северо-Восточная Турция

Административный район:             область Ризе, Турция.

Маршрут путешествия:     г.Москва - г.Адлер – г.Трабзонс.Чамлихемшин - пансионат «Фиртина» - р. Фиртина – д.Дикая – г.Трабзон - г.Адлер - г.Москва

Время проведения путешествия:             с 30 апреля по 9 мая 2004 г.

Тип судов:      двухместные катамараны, 2 единицы

                        четырехместный катамаран, 1 единица,

                        каяк Necky Blant, 1 единица

Продолжительность путешествия:          10 день

Количество ходовых дней:                       5 дней

Количество дневок:                                   1 днёвка

Протяженность водной части маршрута: 30 км.

Основные препятствия на маршруте:      порог «Мост», Чамлихемшинский

каскад в составе: порог «БизДокуз», порог «Чупа-Чупс», порог «Кирдык», - порог «Испуг» (1‑й водопад), - каскад «Хаос» (2‑й водопад).

Количество участников путешествия:    9 человек

 

Организатор похода:          Комаров С.В.

Заявочные документы рассмотрены в МКК МГЦТК

 шифр:  177-00-56666252

Маршрутная книжка:           № ¼-310

 

Руководитель похода:        Комаров Сергей Васильевич

 

Адрес руководителя:          

E-mail:          lesovik2000@mail.ru

http://komarson.narod.ru

 


 

Состав группы.

 

п/п

Ф. И. О.

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

Распределение по средствам сплава

1

Комаров Сергей Васильевич

22.02.1967

Кекемерен-Нарын 6(у), Матча-ИскандерДарья-ФанДарья 5/6(у), Чаткал 5 (р), Урик 5(у), Она 4(р), Она 4(у), Белая 2/5 (р), Кубань-Б.Лаба 2/5 (р), Зеленчук-Теберда 2/4р, Мзымта 2/4р

руководитель

Катамаран-1, «Тритон-2», Капитан

2

Аксенов Дмитрий Олегович

31.07.1976

Чаткал 5 (у), Урик 5(у), Кубань-Б.Лаба 2/5 (у), Мзымта 2/4 (у), Кутсаеки 3/4 (у)

реммастер,

фотограф-1

Катамаран-1, «Тритон-2», матрос

3

Кондратьев Владимир Александрович

13.04.1970

Матча-Искандердарья-Фандарья 5/6 (у), Ара-Ошей-Китой-Онот 5 (у), Чаткал 5 (у), Урик 5 (у), Она 4 (у), Белая 2/5 (у), Кубань-Б.Лаба 2/5 (у), Мзымта 2/4у

завхоз

Катамаран-2, «Тритон-2», капитан

4

Терентьева Ирина Юльевна

27.05.1977

Чаткал 5 (у), Чуя-Катунь 4 (У), Мзымта 2/4 (У) Пшеха 3 (у), Черемош 3(у)

доктор, фотограф-2

Катамаран-2, «Тритон-2», матрос

5

Черепнов Игорь Валентинович

19.02.1967

Чаткал 5 (у), Катунь 4 (у), Тумча 3 (у), Чуя-Урсул-Катунь 4 (у), Урсул-Катунь 5у, Мзымта 2/4 (у), Урик 5 (у), Кубань-Б.Лаба 2/5 (у)

рыбак

Катамаран-3, «Аргут-4», матрос

6

Бохин Александр Анатольевич

18.03.1971

Кекемерен-Нарын 6(у), Матча-ИскандерДарья-ФанДарья 5/6(у), Чилик-Чарын 6(у), Китой-Онот 5 (у) Она 4(у), Белая 2/5 (у), Кубань-Б.Лаба 2/5(у), , Мзымта 2/4 (у)

заместитель руководителя

Катамаран-3, «Аргут-4», капитан

7

Эпштейн Дмитрий Михайлович

30.09.1968

Чулышман 6 (у), Ка-Хем 5(у), Кубань – Б.Лаба 2/5 (у), Белая 2/5 (у), Мзымта 2/4 (у)

летописец

Катамаран-3, «Аргут-4», матрос

8

Шаров Сергей Борисович

18.05.1972

Катунь 4 (у), Кубань – Б.Лаба 2/5 (у), Мзымта 2/4 (у) Кутсаеки 3/4 (у)

видеооператор-1

Каяк Necky Blant

9

Иванов Алексей Юрьевич

29.11.1969

Урик 5(у), Кубань-Б.Лаба 2/5 (у), Мзымта 2/4 (у), Кутсаеки 3/4 (у), горный опыт – 6 (у), Памир, Фаны, Алтай-г.Белуха

видеооператор-2

Катамаран-3, «Аргут-4», матрос

 


Сведения о районе путешествия.

Территория, где проводился наш поход, находится на северных склонах Понтийских гор, водосток с которых идёт прямо в Черное море. Это горная страна, наиболее высокие вершины достикают 3900 м, а высоту более 3000 м имеет достаточно много гор по всему району. В начале мая хребты покрыты зимним снегом и в течение месяца происходит его интенсивное таяние. Именно на май приходится пик половодья на реки этого района. Климат района сухой субтропический, за исключением самых низовьев Чороха (примерная граница в гртвин), тяготеющих к обильно увлажняемым Аджарии и Колхиде. Побережье Черного моря от Трабзона на восток и долина Чороха ниже Артвина покрыты лесом , правда не таким пышным, как на нашем кавказском побережье. От Артвина вверх по Чороху количество зелени быстро убывает, горы становятся голыми, деревья растут в основном в поселках и на возделываемых участках земли. Ущелья довольно узкие, носят каньонообразный характер, а кое-где являются настоящими каньонами. По берегам довольно много диких фруктов.

Главная проблема района для туристов-водников советского типа - это отсутствие нормальных мест для стоянок. Подавляющее большинство ровных площадок давным-давно окультурено и представляет собой чей-то огород. Район пожалуй больше соответствует водному туризму в западном стиле, т.е. когда человек плывет по реке, ночует в отеле или автомобиле, на автомобиле перевозятся вещи во время сплава. Вдоль всех рек есть дороги, в поселках отели. Мы ночевали в пансионате «Фиртина» выше, примерно на 6 км посёлка Чамлихемшин. В магазинах есть все продукты питания, большой выбор овощей и фруктов, цены ниже российских.

Турция, по крайней мере, в той части, где мы были, - это вполне европейская страна. Отличные дороги, современные грузовики, автобусы, легковые автомобили. Города хоть и без небоскребов, но застроены вполне нормальными многоэтажными домами (Трабзон, Ризе) или уютными 3-4 этажными домиками (Айдыр, Позар). В самых глухих деревнях дома выглядят вполне солидно, их никак не назовешь бедными, хотя и построены они в весьма дремучем, архаичном для нашего глаза стиле. Везде есть электричество, чуть ли не на каждом сарае торчат спутниковые антенны. В городах и деревнях заметно чище, чем у нас. Черноморское побережье в отличие от нашего не представляет собой курортную зону, здесь просто живут люди. Оно густо заселено. Рельеф в непосредственной близости к морю менее пересеченный, берег в большей степени сохранил свой естественный вид, правда особенно живописным его не назовешь.

 Народ оставляет очень приятное впечатление. Люди опрятно одеты, внешне очень мало отличаются от европейцев. Опять таки в отличие от наших кавказцев они спокойные, очень доброжелательные, тактичные. Люди, как правило, готовы помочь, когда мы по дороге просматриваем пороги водители машин приветствуют сигналом, на бивак не набивается толпа любопытных. Турция, как известно, страна ислама. Практически в каждом поселке есть мечеть, с мечети несколько раз в сутки в установленные часы разносится голос муэдзина, призывающий правоверных на молитву.

Общая характеристика р. Фиртина.

Река Фиртина имеет длину около 70 км, площадь водосбора небольшая, ограничена узкой долиной реки, один крупный правый приток – река Хала, перепад высот сплавного участка около 750 м. Питание преимущественно за счет осадков и грунтовых вод, снегово-ледниковый компонент влияет на уровень воды весной - в начале лета. Максимальный уровень воды, в 1,5 - 2 раза превышающий средний, наблюдается два раза в год - в июне вязан с таянием снега, и в ноябре – дождевой паводок. От истока до устья реки Хала долина Фиртины представляет собой достаточно узкое и местами очень глубокое ущелье. Склоны долины местами почти отвесные. Поверхность их сильно рассечена ущельями притоков. От устья рала долина Фиртины начинает расширяться. Ниже по течению, продолжая расширяться, долина становится более оформленной, с выраженными террасами.

Всю реку можно условно разделить на следующие участки:

1 участок. От верховьев (впадения правого притока Яйла) до Верхнего каньона.

Протяженность участка - 15 км.

Средний уклон русла -  20 м/км.

Перепад высот около 300 м

Скорость течения  около 2-3 м/сек.

Основные препятствия - мели, протоки, разбои, перекаты, прижимы под низко нависающие деревья.

2 участок. Верхний  каньон.

Протяженность участка - 5 км.

Средний уклон русла - 55 м/км.

Перепад высот 275м.

Скорость течения до 5 м/сек.

Река течет одним руслом в глубоком каньоне, препятствия просматриваются с воды, проходы вдоль берега для просмотра есть не везде.

3 участок. Конец Верхнего каньона до Чамлихемшинского каскада

Протяженность участка - 8 км.

Средний уклон русла - 25 м/км.

Падение - 150 м.

Скорость течения - 2-3 м/сек.

Река течёт быстро, с локальными препятствиями по пути. Вдоль реки идёт дорога, несколько раз переходя с берега на берег по мостам.

4 участок. Чамлихемшинский Каскад

Протяженность участка – 3 км.

Средний уклон русла - 35 м/км.

Падение - 120 м.

Максимальное падение на отдельных участках до 50-60 м/км.

Скорость течения 4-5 м/сек.

На участке сосредоточены одни из самых сложных порогов реки. Река характеризуется большим количеством камней в русле, высокими сливами.

5 участок. Ниже Чамлихемшинского Каскада до устья.

Протяженность участка - 19 км.

Средний уклон русла - 15 м/км.

Падение - 285

Высокое локальное падение воды в препятствиях на общем фоне – хорошие шиверистые участки, прижимы на крутых поворотах русла. Характерным препятствием является скальное сужение в д.Дикая. К сложным препятствиям также относятся два водопада, расположенные ниже д.Дикая.

Организация путешествия.

Цели путешествия.

Основной целью путешествия было прохождение сложного маршрута в новом для группы регионе, отдохнуть и ознакомиться с другими достопримечательностями района путешествия.

Свою роль в выборе данного маршрута сыграли материалы, предоставленные Сергеем Лагодой по своему прошлогоднему походу сюда.

Обеспечение безопасности на маршруте.

При прохождении водной части маршрута все участники группы находились в касках и спасжилетах. Все участники имели индивидуальные средства защиты.

Маршрут группы был спланирован таким образом, чтобы все сложные препятствия, по возможности, проходились в первой половине дня, когда члены команды еще не устали от физических и эмоциональных нагрузок.

Перед прохождением всех сложных препятствий осуществлялась предварительная разведка и осмотр с берега. Пороги «Мост», «Биз Докуз», «Чупа-Чупс», «Испуг» были пройдены с установкой страховки с берега -  были выставлены спасатели со спасконцами. На порогах «Кирдык» и «Хаос» дополнительно ставилась нижняя страховка с воды с помощью катамаранов. Все пороги катамараны шли без вещей, разгруженными.

Заброска и выход с маршрута.

            Так как наш маршрут проходил за границей, пути заброски и выхода с маршрута прорабатывались особенно тщательно, что принесло свои результаты - проблем при заброске-выходе с маршрута у нас не возникло.

            Заброска. Всё происходило следующим образом. Основной тяжелый груз – катамараны - был отправлен в начале апреля багажом с поездом в Адлер, где его встретили наши знакомые, и он лежал до нашего приезда. Мы вылетели из Москвы в Адлер утренним рейсом, уже зная, что вечером будет паром в Трабзон. После прилёта, мы, на предварительно заказанном микроавтобусе, типа «Газель», забрали вещи и поехали на морвокзал в Сочах, от аэропорта дорога занимает около часа – минут сорок, в зависимости от пробок на дорогах города.

            Паромы между Сочи и Трабзоном ходят два-три раза в неделю, причём, так как эти паромы грузо-пассажирские, сроки эти примерные, четкого расписания нет. О днях отправления парома надо узнавать за несколько дней до необходимого срока. Сейчас ходит два парома. Приход в порт обычно утром, отправление из порта - вечером или ночью, в зависимости от количества груза. Из Сочи паром выходит пустой, обратно идёт загруженный под завязку, в нашем случае это были большей частью свежие помидоры и немного - челноки с вещами. Из Сочи паром отправляется часов в 17-18, из Трабзона мы вышли после полуночи, в связи с длительной погрузкой этих помидор. Соответственно, рано утром были  в Трабзоне и стояли до 8 часов, дожидаясь начала работы пограничников и таможни. На обратном пути в Сочи мы были уже только где-то к обеду, тут обошлось без проволочек.

            В Трабзон на пароме ехало всего человек двадцать, половину этого количества составляла наша команда. На обратном пути паром был заполнен почти полностью челноками и прочими туристами.

            По прибытию, в порту Трабзона заполнили таможенные декларации и при прохождении таможни вклеили в паспорт марки-визы (многократная виза на три месяца), стоимость её составляла 20 долларов США.

            По прибытии в Трабзон занялись поиском транспорта до Фиртины. Сначала пошли в какое-то турагентство, которое нам рекомендовал врач из команды парома – русский, уже лет 10 работающий на этом пароме. В турагентстве заломили такую цену… И в результате мы поехали на автовокзал. Он находится недалеко от порта, на маршрутке ехать минут 5-7, пешком идти минут 20-25. Мы договорились и арендовали целиком небольшой междугородний автобус прямо до конечной точки маршрута – договаривались до Чамлихемшина и километра на три выше него. Эти расходы можно значительно уменьшить, если поехать рейсовым транспортом, но тут получится с пересадкой в Ардешене или Пазаре. До Ардешена или Пазара на большом автобусе, далее до Чамлихемшина на местном маршрутном такси, роль которого исполняют микроавтобусы Форд-Транзит, и на нём же или другом подобном автобусе или местной машине из Чамлихемшина до места лагеря-стапеля.

Выброска была совсем без изысков и приключений. В последний день сплава, договорились с водителем крытого мини-грузовика-пикапа, который жил рядом с пансионатом и он в оговоренное время нашел нас на берегу реки, мы собрали вещи, загрузились и он доставил нас в Трабзон в гостиницу, предварительно завезя вещи в порт. В гостинице мы переночевали и откуда поехали на экскурсию в монастырь Сумела, вырубленный в горе. Паром у нас был вечером, билеты взяты и целый день был свободен.

Вещи в порт не надо было завозить, их лучше забирать с собой в гостиницу и там оставлять, а так нам пришлось оставлять в порту двух человек на дежурстве, охранять вещи.

По прибытию в Сочи там нас уже ждал заказанный ранее микроавтобус, который и отвёз наши вещи, которые на отправку поездом на вокзал в багажное отделение и нас к нашим знакомым на отдых. Самолёт у нас был на следующее утро, так что еще день мы провели в Сочи, отдыхая там. Этот же автобус на следующий день отвёз нас в аэропорт.

Аварийные выходы с маршрута.

Вдоль всей реки идёт автомобильная дорога, по которой, есть движение машин в течении всего дня. В случае необходимости, всегда можно поймать машину и выехать до населённого пункта.

Выход будет затруднен только непосредственно из Верхнего каньона – здесь для выхода на дорогу на левом берегу надо будет подниматься по очень крутому заросшему склону вверх не одну сотню метров, в лучшем случае это можно будет сделать по ущельям-руслам впадающих в этих местах в Фиртину ручьёв, но и это потребует больших затрат сил и времени.

График движения.

Здесь представлен реальный график нашего движения.

 

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

30.апр

1

Москва – Адлер

1500

Самолет, авто

1.мая

2

Адлер – ТрабзонЧамлихемшин – пансионат «Фиртина»

300 + 200

Паром, авто, заезд,

2.мая

3

Пансионат «Фиртина» - пор. Мост – вход в Чамлихемшинский каскад

10

Стапель, сплав

3.мая

4

Порог «Биз Докуз»

1

Сплав

4.мая

5

Порог «Чупа-Чупс», порог «Кирдык»

1

Сплав

5.мая

6

выход из Чамлихемшинский каскада, порог «Испуг»

10

Сплав

6.мая

7

Порог «Хаос» - Трабзон

3 +170

Сплав, антистапель, авто

7.мая

8

Трабзон – экскурсия в монастырь Сумела - Трабзон

200

Авто

8.мая

9

Трабзон – Адлер

300

Авто, паром

9.мая

10

Адлер - Москва

1500

Авто, самолет

 

        Средства сплава.

Наша группа вышла на маршрут, имея в своём составе четыре судна:

Два двухместных катамарана «Тритон-2», длина 4 м, ширина 1,8 м, вес 31 кг, объемом 850 л, полезная нагрузка 350 кг. Два катамарана производства «Тритон Лтд».

Один четырехместный катамаран «Аргут» длина 5 м, ширина 2 м, вес 43 кг, объемом 2500 л, полезная нагрузка 700 кг, производства компании «Тритон-Лтд».

Все катамараны были оборудованы штатными дюралюминиевыми рамами, оболочкой баллонов из армированного ПВХ, внутренними двухсекционными баллонами из ПВХ или прорезиненной синтетической ткани типа «дождь», мягкими надувными сиденьями, а также упорами. Кроме этого каждый катамаран оборудовался чалкой, длиной не менее пяти метров, спасательный концом длиной не менее двадцати метров и двумя запасными вёслами. В комплект каждого катамарана входил насос типа «лягушка» и комплект верёвок для крепления груза при сплаве.

Каяк полиэтиленовый производства Necky, модель Blant, длина 2,5 м, ширина 62 см, вес 18,8 кг, водоизмещение 290 литров.

        Техническое описание реки Фитина.

              Высота начала нашего сплава –около 600м. Расход воды около 30 кб.м/с. Средний уклон 15 м/км. Температура воздуха днем 10-20о С, ночью до 5оС.

Начало сплава - выше на 1 км от пансионата Фиртина. За основу описания взято описание реки, предоставленное мне Сергеем Лагодой перед нашим походом. Описание участков, которые мы не шли приведены без изменения и выделены курсивом. В описание мест, где мы шли внесены дополнения и изменения, необходимые с моей точки зрения.

            От города Чамлимшин, вверх по течению Фиртины, дорога сначала идет вдоль воды по ЛБ, а через 5 км переходит на ПБ(выше моста порог «Мост» -5 к.с.), еще через 3 км дорога снова переходит на ЛБ. Здесь лучше начать сплав. Отсюда дорога круто забирает вверх на борт ущелья и через 4 км достигает древней крепости Зил-Кала (высшая точка ущелья). Сразу за крепостью (до притока водопадного типа) можно сквозь относительно редкие джунгли спуститься к реке. От этой точки до моста идет каскад 6 кс, но не предельно сложный, Время прохождения по оценке Лагоды С. - примерно три дня. От Зил-Калы дорога начинает снижаться и через 4 км спускается к реке и переходит на ПБ. На правом берегу в 60 м ниже моста есть хорошая площадка для стапеля и лагеря .

            Выше моста на расстоянии 3 км река представляет собой сплошной поток 5 кс с расходом 30 кубометров в секунду и уклоном порядка 40 м/км. Чалки для катамаранов проблематичны. Сплав  возможен выше моста еще около 15 км.(от крупного правого притока Яйла) , однако для К2 будет порой тесновато

            От места стапеля 200 м простого быстротока с высоким уклоном, затем левый поворот, за которым каскад 5 кс протяженностью 100 м, потом правый поворот и через 80 м  кульминация каскада – порог «Горло» (6 кс). Швартовка сразу за ним у ЛБ. Еще через 200 м справа впадает крупный приток Джихве.   Этот отрезок шли одним судном.

            Далее река на протяжении 300 м все усложняется, появляются локальные непроходы(водопады в каменных ловушках), а затем река срывается в километровый завальный участок с уклоном около 90 м/км, затем река делает ЛП. Русло расширяется, но громадные глыбы и уклон еще сохраняются на протяжении 800 м. Далее 700 м участка 5 категории (здесь максимальная высота ущелья, до дороги около крепости 500 м по вертикали).

             На следующем плавном ПП снова каскад 5 кс протяженностью 500 м  в русле шириной 40 м. далее ущелье понижается, до моста через Фиртину остается 2 км.  Этот отрезок реки не проходили не одним судном.

            По обе стороны моста на протяжении ста метров – порог 4 кс и первые дома на ПБ.

            Ниже 2 км можно двигаться без просмотра до форелевого хозяйства на ПБ, ниже которого река делает крутой ЛП, на котором разделяется на две протоки (основная и левая). Чалка прямо под форелевыми прудами, либо ниже в мелководной правой протоке. В левой – каскад 5 кс, протяженностью 150 метров. Жесткие бочки в русле с уклоном 50м/км и шириной15-20 метров. Камней нет.

            Далее 400м шли без просмотра, до чалки у ПБ в 300м выше византийского моста 15 века. Эти 300 м до моста – каскад 5 кс с камнями в русле. Чалка у ПБ в 20м перед мостом.         В 300 м ниже моста расположен отель «Дога», а 50 м ниже отеля – отличная поляна для лагеря. На всем этом отрезке реки расположен каскад 4 кс, осложненный стволами деревьев, упавшими в воду. Ниже поляны быстроток 200 м до моста, где дорога переходит на ЛБ. Перед мостом 80 м и за ним 50 м мощный порог «Мост» 5 кс с непростой линией движения. Далее на протяжении 2,5 км препятствий нет. Участок представляет собой сплошной быстроток с валами и бочками 4 кс. Он заканчивается перед  п. Чамлинхиншин. Чалка за 200 м до автомоста, либо 200 м после него, но после предварительного просмотра и страховки, т.к. после подвесного моста на левом повороте реки начинается каскад 6 кс, протяженностью 3 км

            Мы, в результате, чалились на левый берег, после крутого левого поворота, ниже местного футбольного поля. Там есть условное замедление потока и камни, на которые можно зачалиться.

Далее, ниже в 50 метрах, подвесной мост через реку, где, собственно, и начинается «Чамлихемшинский каскад». Первый порог «Биз Докуз» длина 500 м его можно оценить 5 к. с. Порог проходили сначала двойки, первая и вторая, затем каяк, завершал прохождение катамаран-четвёрка. Верхнюю часть порога проходили вдоль правого берега, после прохождения  плавного левого поворота, ниже центрального камня стреляли через две бочки к среднему сливу в левой части русла, далее после слива в слив под левый берег, около железного столба, затем под мост и чалка в улове ниже моста на левом берегу.

Ниже начало участка шестой категории, протяженностью 1000 метров – пороги «Чупа-Чупс» и «Кирдык». Причем предельные 6 кс., однако проходы достаточно очевидны, в отличии от завала в верхнем ущелье. Порог «Чупа-Чупс» проходили следующим образом – стартовали с левого берега, из улова ниже моста, заходная шивера – по центру, далее смещались в правую протоку, в слив правее «Чупа-Чупса», далее в  «чашу» за ним и из чаши по сливу на траверс через бочку по центру реки на чалку к левому берегу.

Далее, заходная ступень порога «Кирдык». Слева – нагромождение камней, между которыми течёт вода, но проходы там есть только для каяка и то с трудом с прыжками через камни. С правой стороны горка длиной около 50 метров, заканчивающаяся водопадным косым закрученным сливом, прохождение которого, вероятнее всего закончиться килем судна. Далее небольшой участок спокойной воды, откуда ест два направления  продолжения сплава. Первое – под правый берег, в следующую горку, длиною метров 200, с крутыми поворотами и сливами, где посередине горки вся вода бьет в торчащий посередине камень с застрявшим деревом. Второе направление – только для каяка, в силу малых габаритов – в каскад 1-1,5-2 метровых водопадов через гряды камней с габаритными проходами. Где и пошёл наш каякер.

            Последующие 1,5 км до автомоста в Чамлимшине, перед слиянием Халы и Фиртины, имеют пятую категорию. На всем участке месиво больших камней и очень высокий уклон. В середине каскада(от казарм жандармерии, у подвесного моста через Фиртину, и до слияния с Халой) есть поляна на ЛБ, в 20 метрах ниже дороги, где удобно установить базовый лагерь. Здесь мы ставили промежуточный штурмовой лагерь при прохождении каскада.

            После слияния с Халой, которая добавляет 40% водности Фиртине, река обретает солидную мощь. Боковые удары валов о корпус судна смещают катамаран достаточно легко. При сплаве в черте города, мы на глазах изумленной публики, встали на свечку и чуть не кильнулись в довольно безобидной с виду бочке, практически напротив ресторана, где предыдущим вечером ужинали.

            Участок протяженностью 5 км от Халы до первых  крупных валов по берегам можно идти без просмотра. В большую воду для малолитражных К2 высока вероятность переворота в хаосе бочек и валов. Река достаточно просто читается с наплыва, русло шириной 50-70 м, уклон 10-15 м/км, расход 60-70 кубометров/сек. Участок шли все вместе, походной колонной.

            Следующие 2 км (с 5-го по 7-ой) характер реки не меняется. На 7-ом  км начинается каскад 6 кс «Испуг». Ориентир каскада – автомобильный бетонный мост через реку. Швартовались пред ним к ПБ  за 100метров и перечаливались сразу ниже моста на отмель правого берега, оттуда и стартовали для прохождения порога. Протяженность каскада 350 м, состоит из даух частей. Первая – 4 категории протяженностью 100 м. Сужение русла, резкий водосброс на отрезке между автомобильным и подвесным мостом.

             Вторая ступень шестой категории, протяженностью 250 м. В русле громадные валуны, скорость потока велика, кульминация – водопадная ступень высотой 3,5 м с мощным котлом-подсосом. Шли в разных вариантах захода, но все через правый слив. После прохождения чалились к ПБ. Для просмотра следующего каскада ходили в обход через бетонный мост в дикая. Между каскадами расстояние 800 м, но скорость потока очень высока и чалка затруднена. Есть пара мест на левом берегу для экстренной чалки перед вторым водопадом, но тогда осложняется заход во второй водопад для его прохождения.

            Каскад «Хаос» протяженностью 400 м, в русле шириной до 70 м. сложная лавировка, кульминация – кривой водопад высотой 3 м. У ЛБ структура водопада – отвесный слив, в центре – водопад с боковым ударом струи в нижнем бьефе. У ПБ на крутом треки водосброс в обход глыбы в центре русла. Шли по основной струе в центре, справа обходили центральный камень и по центру трека валились вниз через бочки внизу трека.

            Ниже конца порога, за следующим крутым левым через 600 м стремительного полета река входит в очередной и последний каскад «Точка» протяженностью 250 м. ориентир – селение на ЛБ и подвесной мост в его начале. Через 30 м за мостом сильный навал на глыбу стоящую,  чуть левее центра русла , далее ПП, валы, котлы, однако линия движения очевидна.

Все эти пороги необходимо тщательно просмотреть на предмет надежных чалок и постановки страховки и съёмки.

            Ниже река имеет только локальные препятствия-быстротоки и водосбросы, долина расширяется, а перед крупным правым притоком в 9 км от устья – широко распахивается . Водность потока увеличивается еще на 35-40%, что компенсирует уменьшение уклона русла и река продолжает с высокой скоростью лететь к Черному морю, несмотря на 3-4 участка протяженных разветвлений

            В устье реки, на ЛБ ,есть обширные поляны с деревьями  и кустарниками, где удобно разобрать суда и отдохнуть у моря. Мы закончили раньше, немного ниже последних серьезных порогов. Разбирались и сушились на левом берегу прямо вдоль дороги. На нас с интересом смотрели со всех проезжающих транспортных средств.

Места ночевок и рекомендации по их выбору.

Первое место ночевки и как оказалось, все последующие у было у нас в пансионате «Фиртина», расположенном на правом берегу реки, километров на пять выше п.Чамлихемшин.

При прохождении без проживания в пансионате, возможны следующие места расположения стоянок-базовых лагерей. Первое место – выше верхнего каньона на правом берегу метров на 60 ниже моста.

Второе- ниже Верхнего каньона, на левом берегу, сразу ниже моста.

Еще одно место – поле, выше пансионата метров на 400-500, вдоль берега реки, между рекой и полем, есть невозделываемая терасса – полоса земли на которой наверное можно встать.

Хорошее место для базового лагеря при прохождении Чамлихеншинского каскада – поляна между верхней частью посёлка с жандармерией и футбольным полем и остальными зданиями посёлка, на левом берегу, метров на 20 ниже уровня дороги среди деревьев.

Следующее место – метров на 400 выше впадения правого притока – Халы, на левом берегу, рядом с разрушенным длинным зданием, немного ниже уровня дороги.

Ниже Чамлихемшина хороших мест нет, всё заселено, если очень надо, то можно вставать просто вдоль дороги.

Последнее место, про которое говорил Лагода – на левом берегу при впадении Фиртины в море в зарослях кустарников.

Везде, где населенка, особенно где дети, надо внимательно смотреть за вещами, впрочем, как и везде. Хотя, полицейские так и не поняли, зачем надо охранять оставленный на берегу катамаран или нести его куда-нибудь.

Выводы и рекомендации.

  1. Река Фиртина нам очень понравилась. Природа живописна  -  кристально чистая вода, многочисленные притоки-водопады, в ущельях - дремучие заросли громадных деревьев , причем много реликтового самшита. Обитают там и медведи, в селениях часто встречали капканы громадных размеров, а многочисленные улья на лесных деревьях подняты на высоту 20-40 метров.
  2. Вдоль реки Фиртина встречается множество архитектурных памятников - византийские горбатые мосты 15 века, крепости , а также очень своеобразные жилые строения.
  3. В ущельях неожиданно обнаружили уверенный прием сигнала и если купить в Трабзоне местные SIM-карты, то можно обходиться и без радиостанций. Мы пользовались радиостанциями, FRM-диапазона, какие-то китайские, без всяких разрешений. Без них скорость продвижения, а особенно при работе на сложных участках падает катастрофически сильно.
  4. Пороги на реках сложны и разнообразны, рекомендуются для сплава на каяках и двухместных катамаранах.
  5. Реки достаточно трудоемки в прохождении, необходимо 6-7 сплавных дней, для того, чтобы путешествие получилось целостным и насыщенным. В нашем варианте достаточно три-четыре дня.
  6. Оптимальное время для сплава  - с середины апреля по середину мая, а  с конца ноября по конец марта в реках дождевой паводок. И при высоких уклонах Халы и Фиртины сплав будет очень трудным. Летом реки сильно мелеют и выше Чамлимшина доступны только для каякеров  и  только на отдельных участках, что нарушает целостность путешествия.
  7. У нас был прибор GPS-навигации  Garmin Etrex Legend, нами снята нитка маршрута и есть координаты всех ключевых и важных точек маршрута.
  8. Русский и английский языки местное население мало кто знает, желательно чтобы в группе был человек знающий немецкий. Можно взять с собой самоучитель турецкого.
  9. По приезду надо зарегистрироваться в жандармерии, им необходимо представить список на английском языке с паспортными данными, хотя самих паспортов у нас ни разу даже не спрашивали.
  10. Везде по берегам, особенно ниже поселка, растет чай, так что по берегу не очень походишь.
  11. Вкус ихнего напитка под названием «чай» мягко говоря, э-э-э… своеобразный, и у «кофе» тоже. Лучше брать с собой и пить своё. Есть еще напиток «нэскафэ» - обычный растворимый кофе.

 

Резюме похода будет следующее:

При прохождении маршрута не смотря на  уровень подготовки группы, состояние реки не всегда позволяло нам идти без предварительного просмотра с берега. Наиболее интересные и сложные участки мы проходили с просмотром, съёмкой и страховкой с воды.

            Предварительный просмотр осуществлялся всех сложных препятствий. Весь сплав осуществлялся без вещей, между порогами на катамаранах были только аптечка, ремнабор, фото- и видеокамеры.

            При прохождении остальных препятствий осуществляли взаимостраховку и фото- видеосъёмку с воды. Соблюдали порядок и интервалы следования: первым шел обычно кат-1, следующим кат-2, далее каяк и замыкающим кат-3 (четвёрка). С первого и второго катамаранов осуществлялась, при возможности, съёмка прохождения последними катамаранами препятствий.

В наше время (май) и нашу воду (средний уровень) данный маршрут можно оценить по сложности препятствий как пятёрку с элементами шестой, хотя количество препятствий не большое.

Маршрут является новым для российских водников. Его можно рекомендовать группам, имеющим опыт автономных походов 5-6 к.с. на Алтае, Саянах, Кавказе. Идти сюда можно на катамаранах-двойках. Каякерам, с достаточным опытом (5-6 к.с.), этот маршрут будет тоже, безусловно, интересен, вне зависимости от уровня воды.

Если есть возможность (время, опыт, желание) можно забросится на Халу. Уровень препятствий там не намного ниже Фиртины.

Верхний каньон пока остается до конца не пройденным.

При прохождении таможен и пограничников внимательно проверяйте постановку всех необходимых печатей в паспортах участников! Не теряйте таможенные декларации, заполненные и отмеченные печатями таможни, они могут пригодиться при очередном пересечении границы. Документы необходимо тщательно упаковывать и беречь от воды. Желательно иметь несколько экземпляров списка группы на английском языке для ускорения и облегчения общения при регистрации с местной полицией.

В магазинах, на рынках и местах общественного питания лучше рассчитываться в местной валюте, хотя готовы взять и доллары. С водителями валюту расчёта лучше оговаривать сразу, чтобы они потом не пытались по-мелкому обжулить на курсе пересчёта. Услуги таможенников оплачиваются в долларах.

Всю ввозимую электронику – сотовые телефоны, видеокамеры, фотоаппараты лучше наверное декларировать. Для ввоза радиостанций необходима их сертификация и регистрация, которые очень сложно, мы это не делали. У нас получилось и ввезти и вывезти их без предъявления, мы их просто не показывали, так как нас не досматривали полностью нигде, хотя на выезде из Турции  груз просвечивали.

Сотовая связь есть при заброске и выброске и на маршруте, кроме верхнего каньона. Да, и не забудьте включить международный роуминг.

Дополнительные сведения о походе

Смета расходов на путешествие

Данные приведены в долларах США, пересчёт из других валют осуществлялся по следующим курсам (май 2004г.), ориентировочно:

28,60 рублей за 1 USD,

1 400 000 турецких лир за 1 USD,

 

Количество участников: 8

Всего расходов по статье

В расчёте на 1 чел

Авиабилеты

            1 340,49  

         148,94  

Багаж Москва-Адлер

                67,15  

             7,46  

Страховка

               164,65  

           18,29  

Багаж авиа из Москвы

                71,18  

             7,91  

Раскладка

               198,66  

           22,07  

Автобус Адлер-мор.вокзал

                53,47  

             5,94  

Питание при заброске

               195,71  

           21,75  

Паром Сочи-Трабзон

               642,36  

           71,37  

Автобус Трабзон-Чамлихемшин

               142,86  

           15,87  

Пансионат Фиртина

               178,57  

           19,84  

Питание в Чамлихемшине

               189,64  

           21,07  

Перевозки в Чамлихемшине

                73,57  

             8,17  

Поездка в Зил-Кале

                35,71  

             3,97  

Газ (2 баллона по 5л и 2 горелки)

                30,00  

             3,33  

Автобус Чамлихемшин-Трабзон

               142,86  

           15,87  

Гостиница в Трабзоне

               190,00  

           21,11  

Питание в Трабзоне

               153,57  

           17,06  

Экскурсии в монастырь Сумела

                35,71  

             3,97  

Паром Трабзон-Сочи

               585,00  

           65,00  

Автобус мор.вокзал-Аэропорт

                52,08  

             5,79  

Питание в Адлере и на пароме

                82,56  

             9,17  

Ночлег в Адлере

                86,81  

             9,65  

Багаж авиа в Москву

                59,38  

             6,60  

Багаж поезд в Москву

               105,63  

           11,74  

Прочие расходы

               488,85  

           54,28  

 

 

 

Расходов всего, $

            5 366,13  

 

 

 

 

В среднем на человека, $

 

$596,24

 

Наши расходы на человека  составили около 600 у.е. с человека. Их можно уменьшить, если ехать на поезде до Сочи, вместо самолета, не жить в гостинице во время похода, сократить время пребывания в городах – и в Адлере и в Трабзоне, больше питаться раскладкой, тогда можно сократить расходы на поход примерно на 100-150 у.е. с человека.

GPS-координаты основных точек на маршруте.

У нас был прибор GPS-навигации  Garmin Etrex Legend, нами снята нитка маршрута и здесь приводятся координаты всех ключевых и важных точек маршрута.

Нормальной карты Турции найти не удалось, поэтому координаты без привязки к карте.

Number

Name

Latitude

град, мин, сек

Longitude

град, мин, сек

Alt(m)

Description

1

SOCHI

43 34 48,8 N

39 43 05,9 E

-2

морвокзал в Сочи

2

TRABZON

41 00 27,3 N

39 44 20,8 E

-16

порт в Трабзоне

3

AVTOSTATIN

40 59 49,6 N

39 45 08,5 E

-3

автостанция в Трабзоне

4

SYEMKA

40 57 40,0 N

40 57 46,2 E

736

точка съёмки из крепости

5

ZIL KALA

40 57 35,3 N

40 57 52,8 E

734

точка в крепости

6

KREPOST

40 57 59,8 N

40 57 52,6 E

724

Точка около крепости

7

SKOTOBAZA

40 58 57,3 N

40 57 53,3 E

504

точка ниже верхнего каньона

8

MOST

40 59 05,6 N

40 57 56,9 E

466

мост ниже верхнего каньона

9

SELSOVET

40 59 46,9 N

40 58 34,0 E

448

точка ниже верхнего каньона

10

OTEL

41 00 07,7 N

40 58 54,2 E

435

наша гостиница в Чамлихемшине

11

START

41 00 04,1 N

40 58 46,3 E

420

точка старта

12

FIRTINA

40 58 46,4 N

40 58 04,7 E

411

около гостиницы где-то

13

CHALKA1

41 00 29,7 N

40 59 31,9 E

400

первая чалка на Фиртине

14

MOST2

41 00 42,7 N

40 59 43,1 E

389

порог Мост

15

STADION

41 01 53,7 N

41 00 23,9 E

365

Стадион, перед входом в каньон

16

MOST3 GOPA

41 02 00,8 N

41 00 33,5 E

347

Мост в каньоне между 1-й  2-й ступенью

17

VODOPAD 01

41 05 06,7 N

41 02 22,0 E

209

точка выше 1-го водопада

18

VODOPAD

41 05 10,8 N

41 02 23,3 E

194

точка ниже 1-го водопада

19

MOST5 SLIV

41 05 05,2 N

41 02 16,0 E

188

мост в Дикой перед водопадами

20

VODOPAD 02

41 05 26,9 N

41 02 39,0 E

186

точка у 2-го водопада

21

KONEC

41 05 31,0 N

41 02 42,5 E

157

конец сплава

 

Список литературы и ссылки на источники.

  1. Мини-отчёт С.Лагоды по походу на Фиртину за 2003г.
  2. Видеоматериал С.Лагоды по реке.
  3. Встреча с Сергеем Лагодой и его рекомендации по организации похода.
  4. Встреча с Михаилом Воскресенским и его рассказы о прохождении.

 



Hosted by uCoz