ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ РОССИИ
Московский городской центральный туристский клуб
Отчет
о водном туристском путешествии
по реке Фиртина
Водное туристское путешествие
III
категории сложности с элементами VI к.с.
по Северо-Восточной Турции
р. Фиртина
Руководитель Комаров С.В.
Маршрутно-квалификационная комиссия
рассмотрела отчет и считает,
что путешествие может быть зачтено
всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет _______________ категорию сложности.
Отчет использовать в библиотеке _______________
Москва,
Отчет
о водном
туристском путешествии
по реке Фиртина
Район
путешествия: Северо-Восточная Турция.
Категория
сложности: III к.с. с элементами VI к.с.
Маршрут: г.Москва - г.Адлер – г.Трабзон
– с.Чамлихемшин – пансионат «Фиртина»
- р. Фиртина – д.Дикая – г.Трабзон
- г.Адлер - г.Москва
Тип
судов: двухместные катамараны, 2 единицы
четырехместный катамаран, 1
единица,
каяк Necky Blant, 1 единица
Время
проведения: с 30 апреля по 9 мая
Протяженность
активной части маршрута:
Количество
ходовых дней: 5 дней
Количество дневок: 1 днёвка
Основные
препятствия на маршруте: порог
«Мост», Чамлихемшинский
каскад в составе: порог «БизДокуз», порог «Чупа-Чупс», порог «Кирдык»,
- порог «Испуг» (1‑й водопад), -
каскад «Хаос» (2‑й водопад).
Количество
участников путешествия: 9 человек
Заявочные
документы рассмотрены в МКК МГЦТК
шифр:
177-00-56666252
Маршрутная
книжка: № ¼-310
Руководитель
похода: Комаров Сергей Васильевич
Адрес
руководителя:
E-mail: lesovik2000@mail.ru
http://komarson.narod.ru
Справочные сведения о путешествии.
Сведения о районе путешествия.
Общая характеристика р. Фиртина.
Обеспечение безопасности на маршруте.
Техническое описание реки Фитина.
Места ночевок и рекомендации по их выбору.
Дополнительные сведения о походе
GPS-координаты
основных точек на маршруте.
Список литературы и ссылки на источники.
Вид
туризма: водный
Категория
путешествия: III с эл.VI к.с.
Район
путешествия: Северо-Восточная
Турция
Административный
район: область Ризе, Турция.
Маршрут путешествия: г.Москва - г.Адлер – г.Трабзон – с.Чамлихемшин -
пансионат «Фиртина» - р. Фиртина
– д.Дикая – г.Трабзон - г.Адлер - г.Москва
Время проведения путешествия:
с 30 апреля по 9 мая
Тип судов: двухместные катамараны, 2 единицы
четырехместный катамаран, 1 единица,
каяк Necky Blant, 1 единица
Продолжительность
путешествия: 10 день
Количество ходовых дней: 5 дней
Количество дневок: 1 днёвка
Протяженность
водной части маршрута:
Основные
препятствия на маршруте: порог «Мост», Чамлихемшинский
каскад в составе: порог «БизДокуз»,
порог «Чупа-Чупс», порог «Кирдык», - порог «Испуг»
(1‑й водопад), - каскад «Хаос» (2‑й водопад).
Количество
участников путешествия: 9 человек
Организатор
похода: Комаров С.В.
Заявочные
документы рассмотрены в МКК МГЦТК
шифр: 177-00-56666252
Маршрутная
книжка: № ¼-310
Руководитель
похода: Комаров Сергей Васильевич
Адрес руководителя:
E-mail: lesovik2000@mail.ru
http://komarson.narod.ru
№ п/п |
Ф. И. О. |
Год рождения |
Туристский опыт |
Обязанности в группе |
Распределение по средствам сплава |
1 |
Комаров Сергей Васильевич |
22.02.1967 |
Кекемерен-Нарын 6(у), Матча-ИскандерДарья-ФанДарья
5/6(у), Чаткал 5 (р), Урик
5(у), Она 4(р), Она 4(у), Белая 2/5 (р), Кубань-Б.Лаба 2/5 (р), Зеленчук-Теберда 2/4р, Мзымта
2/4р |
руководитель |
Катамаран-1, «Тритон-2», Капитан |
2 |
Аксенов Дмитрий Олегович |
31.07.1976 |
Чаткал 5 (у), Урик 5(у), Кубань-Б.Лаба 2/5 (у), Мзымта
2/4 (у), Кутсаеки 3/4 (у) |
реммастер, фотограф-1 |
Катамаран-1, «Тритон-2», матрос |
3 |
Кондратьев Владимир Александрович |
13.04.1970 |
Матча-Искандердарья-Фандарья 5/6 (у), Ара-Ошей-Китой-Онот
5 (у), Чаткал 5 (у), Урик
5 (у), Она 4 (у), Белая 2/5 (у), Кубань-Б.Лаба 2/5
(у), Мзымта 2/4у |
завхоз |
Катамаран-2, «Тритон-2», капитан |
4 |
Терентьева Ирина Юльевна |
27.05.1977 |
Чаткал 5 (у), Чуя-Катунь 4 (У), Мзымта
2/4 (У) Пшеха 3 (у), Черемош
3(у) |
доктор, фотограф-2 |
Катамаран-2, «Тритон-2», матрос |
5 |
Черепнов Игорь Валентинович |
19.02.1967 |
Чаткал 5 (у), Катунь 4 (у), Тумча
3 (у), Чуя-Урсул-Катунь 4 (у), Урсул-Катунь
5у, Мзымта 2/4 (у), Урик
5 (у), Кубань-Б.Лаба 2/5 (у) |
рыбак |
Катамаран-3, «Аргут-4», матрос |
6 |
Бохин Александр Анатольевич |
18.03.1971 |
Кекемерен-Нарын 6(у), Матча-ИскандерДарья-ФанДарья
5/6(у), Чилик-Чарын 6(у), Китой-Онот
5 (у) Она 4(у), Белая 2/5 (у), Кубань-Б.Лаба
2/5(у), , Мзымта 2/4 (у) |
заместитель руководителя |
Катамаран-3, «Аргут-4», капитан |
7 |
Эпштейн Дмитрий Михайлович |
30.09.1968 |
Чулышман 6 (у), Ка-Хем 5(у),
Кубань – Б.Лаба 2/5 (у), Белая 2/5 (у), Мзымта 2/4
(у) |
летописец |
Катамаран-3, «Аргут-4», матрос |
8 |
Шаров Сергей Борисович |
18.05.1972 |
Катунь 4 (у), Кубань –
Б.Лаба 2/5 (у), Мзымта 2/4 (у) Кутсаеки
3/4 (у) |
видеооператор-1 |
Каяк Necky Blant |
9 |
Иванов Алексей Юрьевич |
29.11.1969 |
Урик 5(у), Кубань-Б.Лаба 2/5
(у), Мзымта 2/4 (у), Кутсаеки
3/4 (у), горный опыт – 6 (у), Памир, Фаны, Алтай-г.Белуха
|
видеооператор-2 |
Катамаран-3, «Аргут-4», матрос |
Территория, где
проводился наш поход, находится на северных склонах Понтийских гор, водосток с
которых идёт прямо в Черное море. Это горная страна, наиболее высокие вершины достикают
Главная проблема
района для туристов-водников советского типа - это отсутствие нормальных мест
для стоянок. Подавляющее большинство ровных площадок давным-давно окультурено и
представляет собой чей-то огород. Район пожалуй больше соответствует водному
туризму в западном стиле, т.е. когда человек плывет по реке, ночует в отеле или
автомобиле, на автомобиле перевозятся вещи во время сплава. Вдоль всех рек есть
дороги, в поселках отели. Мы ночевали в пансионате «Фиртина»
выше, примерно на
Турция, по крайней мере, в той части, где мы были, - это вполне европейская страна. Отличные дороги, современные грузовики, автобусы, легковые автомобили. Города хоть и без небоскребов, но застроены вполне нормальными многоэтажными домами (Трабзон, Ризе) или уютными 3-4 этажными домиками (Айдыр, Позар). В самых глухих деревнях дома выглядят вполне солидно, их никак не назовешь бедными, хотя и построены они в весьма дремучем, архаичном для нашего глаза стиле. Везде есть электричество, чуть ли не на каждом сарае торчат спутниковые антенны. В городах и деревнях заметно чище, чем у нас. Черноморское побережье в отличие от нашего не представляет собой курортную зону, здесь просто живут люди. Оно густо заселено. Рельеф в непосредственной близости к морю менее пересеченный, берег в большей степени сохранил свой естественный вид, правда особенно живописным его не назовешь.
Народ оставляет очень приятное впечатление. Люди опрятно одеты, внешне очень мало отличаются от европейцев. Опять таки в отличие от наших кавказцев они спокойные, очень доброжелательные, тактичные. Люди, как правило, готовы помочь, когда мы по дороге просматриваем пороги водители машин приветствуют сигналом, на бивак не набивается толпа любопытных. Турция, как известно, страна ислама. Практически в каждом поселке есть мечеть, с мечети несколько раз в сутки в установленные часы разносится голос муэдзина, призывающий правоверных на молитву.
Река Фиртина имеет длину около
Всю реку можно условно разделить на следующие участки:
1 участок. От верховьев (впадения правого притока Яйла) до Верхнего каньона.
Протяженность участка -
Средний уклон русла - 20 м/км.
Перепад высот около
Скорость течения около 2-3 м/сек.
Основные препятствия - мели, протоки, разбои, перекаты, прижимы под низко нависающие деревья.
2 участок. Верхний каньон.
Протяженность участка -
Средний уклон русла - 55 м/км.
Перепад высот 275м.
Скорость течения до 5 м/сек.
Река течет одним руслом в глубоком каньоне, препятствия просматриваются с воды, проходы вдоль берега для просмотра есть не везде.
3 участок. Конец Верхнего каньона до Чамлихемшинского каскада
Протяженность участка -
Средний уклон русла - 25 м/км.
Падение -
Скорость течения - 2-3 м/сек.
Река течёт быстро, с локальными препятствиями по пути. Вдоль реки идёт дорога, несколько раз переходя с берега на берег по мостам.
4 участок. Чамлихемшинский Каскад
Протяженность участка –
Средний уклон русла - 35 м/км.
Падение -
Максимальное падение на отдельных участках до 50-60 м/км.
Скорость течения 4-5 м/сек.
На участке сосредоточены одни из самых сложных порогов реки. Река характеризуется большим количеством камней в русле, высокими сливами.
5 участок. Ниже Чамлихемшинского Каскада до устья.
Протяженность участка -
Средний уклон русла - 15 м/км.
Падение - 285
Высокое локальное падение воды в препятствиях на общем фоне – хорошие шиверистые участки, прижимы на крутых поворотах русла. Характерным препятствием является скальное сужение в д.Дикая. К сложным препятствиям также относятся два водопада, расположенные ниже д.Дикая.
Основной целью путешествия было прохождение сложного маршрута в новом для группы регионе, отдохнуть и ознакомиться с другими достопримечательностями района путешествия.
Свою роль в выборе данного маршрута сыграли материалы, предоставленные Сергеем Лагодой по своему прошлогоднему походу сюда.
При прохождении водной части маршрута все участники группы находились в касках и спасжилетах. Все участники имели индивидуальные средства защиты.
Маршрут группы был спланирован таким образом, чтобы все сложные препятствия, по возможности, проходились в первой половине дня, когда члены команды еще не устали от физических и эмоциональных нагрузок.
Перед прохождением всех сложных препятствий осуществлялась предварительная разведка и осмотр с берега. Пороги «Мост», «Биз Докуз», «Чупа-Чупс», «Испуг» были пройдены с установкой страховки с берега - были выставлены спасатели со спасконцами. На порогах «Кирдык» и «Хаос» дополнительно ставилась нижняя страховка с воды с помощью катамаранов. Все пороги катамараны шли без вещей, разгруженными.
Так как наш маршрут проходил за границей, пути заброски и выхода с маршрута прорабатывались особенно тщательно, что принесло свои результаты - проблем при заброске-выходе с маршрута у нас не возникло.
Заброска. Всё происходило следующим образом. Основной тяжелый груз – катамараны - был отправлен в начале апреля багажом с поездом в Адлер, где его встретили наши знакомые, и он лежал до нашего приезда. Мы вылетели из Москвы в Адлер утренним рейсом, уже зная, что вечером будет паром в Трабзон. После прилёта, мы, на предварительно заказанном микроавтобусе, типа «Газель», забрали вещи и поехали на морвокзал в Сочах, от аэропорта дорога занимает около часа – минут сорок, в зависимости от пробок на дорогах города.
Паромы между Сочи и Трабзоном ходят два-три раза в неделю, причём, так как эти паромы грузо-пассажирские, сроки эти примерные, четкого расписания нет. О днях отправления парома надо узнавать за несколько дней до необходимого срока. Сейчас ходит два парома. Приход в порт обычно утром, отправление из порта - вечером или ночью, в зависимости от количества груза. Из Сочи паром выходит пустой, обратно идёт загруженный под завязку, в нашем случае это были большей частью свежие помидоры и немного - челноки с вещами. Из Сочи паром отправляется часов в 17-18, из Трабзона мы вышли после полуночи, в связи с длительной погрузкой этих помидор. Соответственно, рано утром были в Трабзоне и стояли до 8 часов, дожидаясь начала работы пограничников и таможни. На обратном пути в Сочи мы были уже только где-то к обеду, тут обошлось без проволочек.
В Трабзон на пароме ехало всего человек двадцать, половину этого количества составляла наша команда. На обратном пути паром был заполнен почти полностью челноками и прочими туристами.
По прибытию, в порту Трабзона заполнили таможенные декларации и при прохождении таможни вклеили в паспорт марки-визы (многократная виза на три месяца), стоимость её составляла 20 долларов США.
По прибытии в Трабзон занялись поиском транспорта до Фиртины. Сначала пошли в какое-то турагентство, которое нам рекомендовал врач из команды парома – русский, уже лет 10 работающий на этом пароме. В турагентстве заломили такую цену… И в результате мы поехали на автовокзал. Он находится недалеко от порта, на маршрутке ехать минут 5-7, пешком идти минут 20-25. Мы договорились и арендовали целиком небольшой междугородний автобус прямо до конечной точки маршрута – договаривались до Чамлихемшина и километра на три выше него. Эти расходы можно значительно уменьшить, если поехать рейсовым транспортом, но тут получится с пересадкой в Ардешене или Пазаре. До Ардешена или Пазара на большом автобусе, далее до Чамлихемшина на местном маршрутном такси, роль которого исполняют микроавтобусы Форд-Транзит, и на нём же или другом подобном автобусе или местной машине из Чамлихемшина до места лагеря-стапеля.
Выброска была совсем без изысков и приключений. В последний день сплава, договорились с водителем крытого мини-грузовика-пикапа, который жил рядом с пансионатом и он в оговоренное время нашел нас на берегу реки, мы собрали вещи, загрузились и он доставил нас в Трабзон в гостиницу, предварительно завезя вещи в порт. В гостинице мы переночевали и откуда поехали на экскурсию в монастырь Сумела, вырубленный в горе. Паром у нас был вечером, билеты взяты и целый день был свободен.
Вещи в порт не надо было завозить, их лучше забирать с собой в гостиницу и там оставлять, а так нам пришлось оставлять в порту двух человек на дежурстве, охранять вещи.
По прибытию в Сочи там нас уже ждал заказанный ранее микроавтобус, который и отвёз наши вещи, которые на отправку поездом на вокзал в багажное отделение и нас к нашим знакомым на отдых. Самолёт у нас был на следующее утро, так что еще день мы провели в Сочи, отдыхая там. Этот же автобус на следующий день отвёз нас в аэропорт.
Вдоль всей реки идёт автомобильная дорога, по которой, есть движение машин в течении всего дня. В случае необходимости, всегда можно поймать машину и выехать до населённого пункта.
Выход будет затруднен только непосредственно из Верхнего каньона – здесь для выхода на дорогу на левом берегу надо будет подниматься по очень крутому заросшему склону вверх не одну сотню метров, в лучшем случае это можно будет сделать по ущельям-руслам впадающих в этих местах в Фиртину ручьёв, но и это потребует больших затрат сил и времени.
Здесь представлен реальный график нашего движения.
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
30.апр |
1 |
Москва – Адлер |
1500 |
Самолет, авто |
1.мая |
2 |
Адлер – Трабзон – Чамлихемшин –
пансионат «Фиртина» |
300 + 200 |
Паром, авто, заезд,
|
2.мая |
3 |
Пансионат «Фиртина» - пор. Мост – вход в Чамлихемшинский
каскад |
10 |
Стапель, сплав |
3.мая |
4 |
Порог «Биз Докуз» |
1 |
Сплав |
4.мая |
5 |
Порог «Чупа-Чупс», порог «Кирдык» |
1 |
Сплав |
5.мая |
6 |
выход из Чамлихемшинский каскада, порог «Испуг» |
10 |
Сплав |
6.мая |
7 |
Порог «Хаос» - Трабзон |
3 +170 |
Сплав, антистапель, авто |
7.мая |
8 |
Трабзон – экскурсия в
монастырь Сумела - Трабзон |
200 |
Авто |
8.мая |
9 |
Трабзон – Адлер |
300 |
Авто, паром |
9.мая |
10 |
Адлер - Москва |
1500 |
Авто, самолет |
Наша группа вышла на маршрут, имея в своём составе четыре судна:
Два
двухместных катамарана «Тритон-2», длина
Один
четырехместный катамаран «Аргут» длина
Все катамараны были оборудованы штатными дюралюминиевыми рамами, оболочкой баллонов из армированного ПВХ, внутренними двухсекционными баллонами из ПВХ или прорезиненной синтетической ткани типа «дождь», мягкими надувными сиденьями, а также упорами. Кроме этого каждый катамаран оборудовался чалкой, длиной не менее пяти метров, спасательный концом длиной не менее двадцати метров и двумя запасными вёслами. В комплект каждого катамарана входил насос типа «лягушка» и комплект верёвок для крепления груза при сплаве.
Каяк полиэтиленовый
производства Necky,
модель Blant,
длина
Высота начала нашего сплава –около 600м. Расход воды около 30 кб.м/с. Средний уклон 15 м/км. Температура воздуха днем 10-20о С, ночью до 5оС.
Начало сплава -
выше на
От города Чамлимшин, вверх по течению Фиртины,
дорога сначала идет вдоль воды по ЛБ, а через
Выше моста на
расстоянии
От места стапеля
Далее
река на протяжении
На следующем плавном ПП снова каскад 5 кс
протяженностью
По обе стороны моста на протяжении ста метров – порог 4 кс и первые дома на ПБ.
Ниже
Далее
400м шли без просмотра, до чалки у ПБ в 300м выше византийского моста 15 века.
Эти
Мы, в результате, чалились на левый берег, после крутого левого поворота, ниже местного футбольного поля. Там есть условное замедление потока и камни, на которые можно зачалиться.
Далее, ниже в
Ниже начало
участка шестой категории, протяженностью
Далее, заходная ступень порога «Кирдык».
Слева – нагромождение камней, между которыми течёт вода, но проходы там есть
только для каяка и то с трудом с прыжками через камни. С правой стороны горка
длиной около
Последующие
После слияния с Халой, которая добавляет 40% водности Фиртине, река обретает солидную мощь. Боковые удары валов о корпус судна смещают катамаран достаточно легко. При сплаве в черте города, мы на глазах изумленной публики, встали на свечку и чуть не кильнулись в довольно безобидной с виду бочке, практически напротив ресторана, где предыдущим вечером ужинали.
Участок
протяженностью
Следующие
Вторая ступень шестой категории,
протяженностью
Каскад
«Хаос» протяженностью
Ниже
конца порога, за следующим крутым левым через
Все эти пороги необходимо тщательно просмотреть на предмет надежных чалок и постановки страховки и съёмки.
Ниже
река имеет только локальные препятствия-быстротоки и водосбросы, долина
расширяется, а перед крупным правым притоком в
В устье реки, на ЛБ ,есть обширные поляны с деревьями и кустарниками, где удобно разобрать суда и отдохнуть у моря. Мы закончили раньше, немного ниже последних серьезных порогов. Разбирались и сушились на левом берегу прямо вдоль дороги. На нас с интересом смотрели со всех проезжающих транспортных средств.
Первое место ночевки и как оказалось, все последующие у было у нас в пансионате «Фиртина», расположенном на правом берегу реки, километров на пять выше п.Чамлихемшин.
При прохождении без проживания в пансионате, возможны следующие места расположения стоянок-базовых лагерей. Первое место – выше верхнего каньона на правом берегу метров на 60 ниже моста.
Второе- ниже Верхнего каньона, на левом берегу, сразу ниже моста.
Еще одно место – поле, выше пансионата метров на 400-500, вдоль берега реки, между рекой и полем, есть невозделываемая терасса – полоса земли на которой наверное можно встать.
Хорошее место для базового лагеря при прохождении Чамлихеншинского каскада – поляна между верхней частью посёлка с жандармерией и футбольным полем и остальными зданиями посёлка, на левом берегу, метров на 20 ниже уровня дороги среди деревьев.
Следующее место – метров на 400 выше впадения правого притока – Халы, на левом берегу, рядом с разрушенным длинным зданием, немного ниже уровня дороги.
Ниже Чамлихемшина хороших мест нет, всё заселено, если очень надо, то можно вставать просто вдоль дороги.
Последнее место, про которое говорил Лагода – на левом берегу при впадении Фиртины в море в зарослях кустарников.
Везде, где населенка, особенно где дети, надо внимательно смотреть за вещами, впрочем, как и везде. Хотя, полицейские так и не поняли, зачем надо охранять оставленный на берегу катамаран или нести его куда-нибудь.
Резюме похода будет следующее:
При прохождении маршрута не смотря на уровень подготовки группы, состояние реки не всегда позволяло нам идти без предварительного просмотра с берега. Наиболее интересные и сложные участки мы проходили с просмотром, съёмкой и страховкой с воды.
Предварительный просмотр осуществлялся всех сложных препятствий. Весь сплав осуществлялся без вещей, между порогами на катамаранах были только аптечка, ремнабор, фото- и видеокамеры.
При прохождении остальных препятствий осуществляли взаимостраховку и фото- видеосъёмку с воды. Соблюдали порядок и интервалы следования: первым шел обычно кат-1, следующим кат-2, далее каяк и замыкающим кат-3 (четвёрка). С первого и второго катамаранов осуществлялась, при возможности, съёмка прохождения последними катамаранами препятствий.
В наше время (май) и нашу воду (средний уровень) данный маршрут можно оценить по сложности препятствий как пятёрку с элементами шестой, хотя количество препятствий не большое.
Маршрут является новым для российских водников. Его можно рекомендовать группам, имеющим опыт автономных походов 5-6 к.с. на Алтае, Саянах, Кавказе. Идти сюда можно на катамаранах-двойках. Каякерам, с достаточным опытом (5-6 к.с.), этот маршрут будет тоже, безусловно, интересен, вне зависимости от уровня воды.
Если есть возможность (время, опыт, желание) можно забросится на Халу. Уровень препятствий там не намного ниже Фиртины.
Верхний каньон пока остается до конца не пройденным.
При прохождении таможен и пограничников внимательно проверяйте постановку всех необходимых печатей в паспортах участников! Не теряйте таможенные декларации, заполненные и отмеченные печатями таможни, они могут пригодиться при очередном пересечении границы. Документы необходимо тщательно упаковывать и беречь от воды. Желательно иметь несколько экземпляров списка группы на английском языке для ускорения и облегчения общения при регистрации с местной полицией.
В магазинах, на рынках и местах общественного питания лучше рассчитываться в местной валюте, хотя готовы взять и доллары. С водителями валюту расчёта лучше оговаривать сразу, чтобы они потом не пытались по-мелкому обжулить на курсе пересчёта. Услуги таможенников оплачиваются в долларах.
Всю ввозимую электронику – сотовые телефоны, видеокамеры, фотоаппараты лучше наверное декларировать. Для ввоза радиостанций необходима их сертификация и регистрация, которые очень сложно, мы это не делали. У нас получилось и ввезти и вывезти их без предъявления, мы их просто не показывали, так как нас не досматривали полностью нигде, хотя на выезде из Турции груз просвечивали.
Сотовая связь есть при заброске и выброске и на маршруте, кроме верхнего каньона. Да, и не забудьте включить международный роуминг.
Данные приведены в долларах США, пересчёт из других валют осуществлялся по следующим курсам (май 2004г.), ориентировочно:
28,60 рублей за 1 USD,
1 400 000 турецких лир за 1 USD,
Количество участников: 8 |
Всего расходов по статье |
В расчёте на 1 чел |
Авиабилеты |
1 340,49 |
148,94 |
Багаж Москва-Адлер |
67,15 |
7,46 |
Страховка |
164,65 |
18,29 |
Багаж авиа из Москвы |
71,18 |
7,91 |
Раскладка |
198,66 |
22,07 |
Автобус Адлер-мор.вокзал |
53,47 |
5,94 |
Питание при заброске |
195,71 |
21,75 |
Паром Сочи-Трабзон |
642,36 |
71,37 |
Автобус Трабзон-Чамлихемшин |
142,86 |
15,87 |
Пансионат Фиртина |
178,57 |
19,84 |
Питание в Чамлихемшине |
189,64 |
21,07 |
Перевозки в Чамлихемшине |
73,57 |
8,17 |
Поездка в Зил-Кале |
35,71 |
3,97 |
Газ (2 баллона по 5л и 2 горелки) |
30,00 |
3,33 |
Автобус Чамлихемшин-Трабзон |
142,86 |
15,87 |
Гостиница в Трабзоне |
190,00 |
21,11 |
Питание в Трабзоне |
153,57 |
17,06 |
Экскурсии в монастырь Сумела |
35,71 |
3,97 |
Паром Трабзон-Сочи |
585,00 |
65,00 |
Автобус мор.вокзал-Аэропорт |
52,08 |
5,79 |
Питание в Адлере и на пароме |
82,56 |
9,17 |
Ночлег в Адлере |
86,81 |
9,65 |
Багаж авиа в Москву |
59,38 |
6,60 |
Багаж поезд в Москву |
105,63 |
11,74 |
Прочие расходы |
488,85 |
54,28 |
|
|
|
Расходов всего, $ |
5 366,13 |
|
|
|
|
В среднем на человека, $ |
|
$596,24 |
Наши расходы на человека составили около 600 у.е. с человека. Их можно уменьшить, если ехать на поезде до Сочи, вместо самолета, не жить в гостинице во время похода, сократить время пребывания в городах – и в Адлере и в Трабзоне, больше питаться раскладкой, тогда можно сократить расходы на поход примерно на 100-150 у.е. с человека.
У нас был прибор GPS-навигации Garmin Etrex Legend, нами снята нитка маршрута и здесь приводятся координаты всех ключевых и важных точек маршрута.
Нормальной карты Турции найти не удалось, поэтому координаты без привязки к карте.
Number |
Name |
Latitude град,
мин, сек |
Longitude град,
мин, сек |
Alt(m) |
Description |
1 |
SOCHI |
43 34 48,8 N |
39 43 05,9 E |
-2 |
морвокзал в Сочи |
2 |
TRABZON |
41 00 27,3 N |
39 44 20,8 E |
-16 |
порт в Трабзоне |
3 |
AVTOSTATIN |
40 59 49,6 N |
39 45 08,5 E |
-3 |
автостанция в Трабзоне |
4 |
SYEMKA |
40 57 40,0 N |
40 57 46,2 E |
736 |
точка съёмки из крепости |
5 |
ZIL KALA |
40 57 35,3 N |
40 57 52,8 E |
734 |
точка в крепости |
6 |
KREPOST |
40 57 59,8 N |
40 57 52,6 E |
724 |
Точка около крепости |
7 |
SKOTOBAZA |
40 58 57,3 N |
40 57 53,3 E |
504 |
точка ниже верхнего каньона |
8 |
MOST |
40 59 05,6 N |
40 57 56,9 E |
466 |
мост ниже верхнего каньона |
9 |
SELSOVET |
40 59 46,9 N |
40 58 34,0 E |
448 |
точка ниже верхнего каньона |
10 |
OTEL |
41 00 07,7 N |
40 58 54,2 E |
435 |
наша гостиница в Чамлихемшине |
11 |
START |
41 00 04,1 N |
40 58 46,3 E |
420 |
точка старта |
12 |
FIRTINA |
40 58 46,4 N |
40 58 04,7 E |
411 |
около гостиницы где-то |
13 |
CHALKA1 |
41 00 29,7 N |
40 59 31,9 E |
400 |
первая чалка на Фиртине |
14 |
MOST2 |
41 00 42,7 N |
40 59 43,1 E |
389 |
порог Мост |
15 |
STADION |
41 01 53,7 N |
41 00 23,9 E |
365 |
Стадион, перед входом в каньон |
16 |
MOST3 GOPA |
41 02 00,8 N |
41 00 33,5 E |
347 |
Мост в каньоне между 1-й 2-й ступенью |
17 |
VODOPAD 01 |
41 05 06,7 N |
41 02 22,0 E |
209 |
точка выше 1-го водопада |
18 |
VODOPAD |
41 05 10,8 N |
41 02 23,3 E |
194 |
точка ниже 1-го водопада |
19 |
MOST5 SLIV |
41 05 05,2 N |
41 02 16,0 E |
188 |
мост в Дикой перед водопадами |
20 |
VODOPAD 02 |
41 05 26,9 N |
41 02 39,0 E |
186 |
точка у 2-го водопада |
21 |
KONEC |
41 05 31,0 N |
41 02 42,5 E |
157 |
конец сплава |