ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ РОССИИ

Московский городской центральный туристский клуб

Отчет

о водном туристском путешествии

по реке Чаткал

Водное туристское путешествие

V категории сложности

по Западному Тянь-Шаню

р. Чаткал

Руководитель Комаров С.В.

Маршрутно-квалификационная комиссия

 рассмотрела отчет и считает,

 что путешествие может быть зачтено

всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет 5 (пятую) категорию сложности.

Отчет использовать в библиотеке _______________

Москва,   2003 г.

Содержание.

 СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ. 2

Паспорт маршрута.. 2

Состав группы. 2

Сведения о районе путешествия. 3

Общая характеристика р. Чаткал. 4

Организация путешествия. 6

Цели путешествия. 6

Обеспечение безопасности на маршруте. 6

Заброска и выход с маршрута. 6

Аварийные выходы с маршрута. 7

График движения. 7

Средства сплава. 9

Техническое описание реки Чаткал. 9

Места ночевок и рекомендации по их выбору. 15

Выводы и рекомендации. 17

Дополнительные сведения о походе.. 18

Смета расходов на путешествие.. 18

Список литературы и ссылки на источники. 19

Карта со схемой заброски на маршрут.. 19

Схема водной части маршрута.. 19

Фотографии.. 31

Рецензия.. ____

 

Справочные сведения о путешествии.

Паспорт маршрута

Вид туризма:                                    водный

Категория путешествия:    V (пятая) к.с.

Район путешествия:                       Западный Тянь-Шань

Административный район:             Киргизия, Узбекистан.

Маршрут путешествия:      госква - г.Ташкент – г.Наманган – п.Касансайп.Ала-Бука -пер. Чапчымап.Каныш-Кыя - р. Чаткал - п. Бричмуллап.Чарвак - г.Ташкент - г.Москва

Время проведения путешествия:             20 сентября - 4 октября 2003 г.

Тип судов: двухместные катамараны, 4 штуки

Продолжительность путешествия:          14 день

Количество ходовых дней:                       9 дней

Количество дневок:                                   2 полуднёвки

Протяженность водной части маршрута: 166 км.

Основные препятствия на маршруте:       водопад I каньона, "Найзинские" пор., пор. "Харгуш", пор. "Кишлаксай", пор. "Пигак", пор. "Слаломный-2", пор. "Худайтот", пор. "Диафрагма".

Количество участников путешествия:    8 человек

Организатор похода:          Комаров С.В.

Заявочные документы рассмотрены в МКК МГЦТК  шифр:  177-00-66665555

Маршрутная книжка:           № ¼-517

Руководитель похода:        Комаров Сергей Васильевич

Адрес руководителя:          105484, госква,  Сиреневый бульвар, д.51, кв.41

Тел.:                (095)464-22-17 E-mail:     lesovik2000@mail.ru,        komarson@narod.ru

Состав группы.

п/п

Ф. И. О.

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

Распределение по средствам сплава

1

Комаров Сергей Васильевич

1967

Кекемерен-Нарын 6(у), Матча-ИскандерДарья-ФанДарья 5/6(у), Урик 5(у), Она 4(р), Она 4(у), Белая 2/5 (р), Кубань-Баба 2/5 (р), Зеленчук-Теберда 2/4р, Мзымта 2/4р

Руководитель

Катамаран-1, «Тритон-2», Капитан

2

Аксенов Дмитрий Олегович

1976

Урик 5у, Кубань-Баба 2/5 у, Мзымта 2/4 у, Кутсаеки 3/4у

Реммастер, фотограф-1

Катамаран-1, «Тритон-2», матрос

3

Беляков Алексей Константинович

1977

Катунь-4у, Жомболок-Ока - 4у, Кубань-Зеленчук-Аксаут-4у, Мзымта-2/5у, Б.Лаба-2/5у, Харбас-Малка-5у.

Видео-оператор

Катамаран-4, «Тритон-2», капитан

4

Кондратьев Владимир Александрович

1970

Матча-Искандердарья-Фандарья 5/6У, Ара-Ошей-Китой-Онот 5У, Урик 5у, Она 4у, ), Белая 2/5 (у), Кубань-Баба 2/5 (у), Мзымта 2/4)

Завхоз

Катамаран-2, «Тритон-2», капитан

5

Мартынова Лариса Владимировна

1971

Кутсаеки 3/4у, Шуя 3у, Охта 3у, Мзымта 2/4у

Летописец

Катамаран-2, «Тритон-2», матрос

6

Пыльнов Григорий Игоревич

1971

Кубань-Баба 2/5у, Шуя 3у, Охта 3у, Мзымта 2/4у

Фотограф-2

Катамаран-3, «Кулик-11 мини», матрос

7

Терентьева Ирина Юльевна

1977

Чуя-Катунь 4У, Мзымта 2/4У

Доктор

Катамаран-4, «Тритон-2», матрос

8

Черепнов Игорь Валентинович

1967

Катунь 4у, Тумча 3у, Чуя-Урсул-Катунь 4у, Урсул-Катунь 5у, Мзымта 2/4 у, Урик 5у, Кубань-Баба 2/5 у

Рыбак

Катамаран-3, «Кулик-11 мини», капитан

Сведения о районе путешествия.

Долина р. Чаткал протянулась на 140 км между хребтами Пскемским и Сандалашским - на северо-западе, Чаткальским - на юго-востоке и Таласским Алатау - на северо-востоке, достигая местами 15 км в ширину. Верхняя часть долины расположена на высоте 3000 м, нижняя - на 1300 м.

Снеговая линия для этого района расположена на высоте 3600 - 3800 м. Для предгорий Чаткальского хребта характерны «сырты» - плоские поднятия, прорезанные ущельями рек и ручьев. В районе продолжаются горнообразовательные процессы.

К югу от Чаткальского хребта расположена Ферганская долина.

Климат Чаткальской долины - засушливый, продолжительность солнечного стояния 2500 - 3000 часов в год, с резкими суточными колебаниями температуры. Летом относительная влажность понижается до 20-30%. Наиболее устойчивая солнечная погода держится во второй половине августа и в сентябре. Жара спадает, но выше 1800-2000 м ночью уже возможны заморозки. В Чаткальской долине в течение всего года преобладают ветры северо-восточного направления.

Среднемесячные величины выпадения осадков по метеостанции «Чаткал» (5 км ниже пос. Ортотерек ) следующие: июнь - 26 мм, июль - 10 мм, август - 5 мм, сентябрь - 8 мм, октябрь - 52 мм; всего за год - 734 мм.

Растительный пояс Чаткала составляет дикая яблоня, урюк, боярышник, осина, клен, грецкий орех, арча, береза, тополь. В подлеске и по берегам - барбарис, шиповник, облепиха.

Животный мир представлен кабанами, лисами, барсуками, встречается медведь, высоко в горах - горные козлы, редко - снежный барс. Из птиц - галки, кеклики, утки, орлы, вьюрки. Много змей. Из насекомых - мошка, пауки, в нижней части - каракурты, скорпионы. В реке ловится осман, маринка, реже форель. В долину Чаткал ведут две дороги: из Ферганской долины через Чаткальский хребет (перевал Чапчама 2853 м) и из г. Джамбул через хребет Таласский Алатау (перевал Кара-Бура, 3305 м). В среднем течении реки расположен поселок Янгибазар имеющий автобусное сообщение с Кокандом и Наманганом. В поселке есть почта, магазины, клуб, базар, столовая, больница. Самый верхний населенный пункт на Чаткале - пос. Ортотерек, выше только щитовые домики. В верхней и средней части Чаткала часто встречаются юрты и палатки пастухов. Нижняя часть долины, начиная со 2-го каньона и до выхода реки из гор, не заселена. Встречаются лишь люди на пасеках, геологи и пастухи.

Часть маршрута, от середины второго каньона до моста у устья реки Ак-Булак (левый приток в начале пятого каньона) проходит по территории Беш-Аральского заповедника, и для сплава необходимо получить пропуск. Управление Беш-Аральского заповедника находится в поселке Янгибазар.

        Общая характеристика р. Чаткал.

Река Чаткал имеет длину 223 км, площадь водосбора 6870 квм, перепад высот 1267 м. Питание преимущественно за счет осадков и грунтовых вод, снегово-ледниковый компонент незначителен. Максимальный уровень воды, в 2 - 2,5 раза превышающий средний, наблюдается в июне и связан с таянием снега. Чаткал под названием Кара-Кульджа стекает с юго-западных склонов Таласского Алатау. Название «Чаткал» река принимает после впадения правого притока Кара-Касмак. От истока до устья реки Каратекс долина Чаткала представляет собой глубокое узкое ущелье. Склоны долины почти отвесные, местами нависающие. Поверхность их сильно рассечена ущельями притоков и оврагов. От устья р. Каратекс долина Чаткала резко расширяется и принимает ящикообразную форму. Ниже по течению, продолжая расширяться, долина становится более оформленной, с хорошо выраженными террасами.

Слабо покатые широкие террасы (до 4-х) на 10-15 м возвышаются одна над другой и изрезаны многочисленными долинами , притоками и оврагами. Современная долина реки каньоном врезана в дно древней долины. Глубина каньона достигает 100 м и вниз по течению уменьшается (у с. Янгибазар около 6-7 м).

В пределах широкой долины Чаткал образует местами нерезкие меандры и на пойменных участках разбивается небольшими и устойчивыми островами на ряд рукавов. Течение реки быстрое, но преимущественно спокойное. Русло реки сравнительно устойчивое. Описанный характер долина и русло реки сохраняют до устья левого притока р. Терс, впадающий в Чаткал на 93 км от его истока. От впадения р. Терс и до устья долина реки на большей части своего протяжения имеет V-образную форму. Местами она переходит в теснину, все дно которой занято водным потоком, а местами расширяется и становится ящикообразной.

Стеснение русла имеет место:

1.   В районе устья р .Терс на протяжении 2 км.

2.   Ниже с. Боктучаин на протяжении 8 км.

3.   От с. Бешарал до левого притока р. Шабрез.

С другой стороны имеется несколько котловинообразных расширений долины.

У с. Боктучаин ширина котловины до 1-1,5 км, протяженностью до 8-12 км. Река протекает здесь по широкому руслу, врезанному в дно котловины.

Менее значительные расширения (1,5-2,5 км длиной) имеются у с. Бешарал, Араб, Чоканыш и Кстак. У с. Аурахмат река выходит в широкую террасированную долину, в дно которой на 35-40 м врезано русло, а ниже с. Бурчмулла - в широкую межгорную депрессию. Здесь Чаткал, сливаясь с рекой Пскем, образуют р. Чирчик.

Чаткал имеет 4 главных и свыше 100 мелких притоков. Крупные притоки справа р. Сандалаш и р. Коксу, слева - р. Терс и р. Акбулак.

Основные характеристики стока р. Чаткал приведены в таблице 1.

Таблица № 1.

Пункт

 средний расход м3/сек

наблюдения

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

Ср. год

Выше устья р. Терс

139

185

142

79,5

46,9

35,5

65,0

с. Найзытугай

183

236

176

96,2

56,5

42,7

85,0

Устье р. Чаткал

283

342

242

125,0

73,6

57,1

124,0

Весь маршрут можно условно разделить на следующие участки:

1 участок. Устье р. Кара-Касмак - I-е сужение в 5 км выше пос. Каныш-Кыя (от устья р. Кара-Терек).

Протяженность участка - 64 км.

Средний уклон русла - 8 м/км.

Перепад высот около 350м

Скорость течения 2-3м/сек.

Основные препятствия - мели, протоки, разбои, перекаты, прижимы под низко нависающие деревья.

2 участок. I-e сужение - начало I-го каньона.

Протяженность участка - 56 км.

Средний уклон русла - 6 м/км.

Перепад высот 275м.

Скорость течения 2-3м/сек.

Река течет одним руслом, препятствия просматриваются с воды.

3 участок. Начало I-го каньона - конец IV каньона.

Протяженность участка - 46 км.

Средний уклон русла - 6 м/км.

Падение - 250 м.

Скорость течения - 2-3 м/сек.

Горы вплотную подходят к реке. Но, за исключением 1 каньона, пороги особой сложности не представляют. На особом месте следует поставить водопад в 1 каньоне, который делает начало участка чрезвычайно опасным.

4 участок. Конец IV-го каньона - начало V-го каньона.

Протяженность участка - 35 км.

Средний уклон русла - 11 м/км.

Падение - 320 м.

Максимальное падение на отдельных участках до 50-60 м/км.

Скорость течения 4-5 м/сек.

На участке сосредоточены основные пороги. Река характеризуется большой мощью, высокими сливами, валами. Порог «Харгуш» следует отнести к вышей категории сложности. Далее в порядке понижения следует расставить пороги «Пигак», «Кишлаксай», «2-й Слаломный», «Найзинский».

5 участок. Начало V-го каньона - а/м мост шоссе Бурчмулла - Ташкент ниже санатория Аурахмат.

Протяженность участка - 17 км.

Средний уклон русла - 15 м/км.

Чрезвычайно высокое локальное падение воды на общем спокойном фоне. Характерным препятствием является скальное сужение - «Диафрагма». К сложным препятствиям также можно отнести порог «Худайтот».

Организация путешествия.

Цели путешествия.

Основной целью путешествия было прохождение сложного маршрута в новом для группы регионе, отдохнуть и ознакомиться с другими достопримечательностями района путешествия.

Свою основную роль в выборе данного маршрута сыграло невозможность части участников пойти в поход летом.

Обеспечение безопасности на маршруте.

При прохождении водной части маршрута все участники группы находились в касках и спасжилетах. Все участники имели индивидуальные средства защиты.

Маршрут группы был спланирован таким образом, чтобы все сложные препятствия, по возможности, проходились в первой половине дня, когда члены экипажа еще не устали от физической и эмоциональной нагрузки.

Перед прохождением всех сложных препятствий осуществлялась предварительная разведка и осмотр с берега. Найзинские пороги, пороги "Харгуш", "Кишлаксай", "Пигак", «2-й Слаломный» (он же "Шабрез"), "Худайтот", "Диафрагма" и часть других были пройдены с установкой страховки как с берега, так и с воды с помощью катамаранов. При прохождении порога «Харгуш» были предприняты дополнительные меры безопасности: катамараны шли разгруженными от вещей, для страховки в конце порога были выставлены спасатели со спасконцами. «Водопадный» в I каньоне было решено обнести, как и было определено при выпуске на маршрут.

Заброска и выход с маршрута.

            Так как наш маршрут проходил по территории двух суверенных и очень независимых государств, пути заброски и выхода с маршрута прорабатывались особенно тщательно, что, впрочем, не помешало нам получить определённые проблемы при выходе с маршрута.

            Заброска. Точкой начала нашего маршрута является известный центр мировой цивилизации город, почти герой, Ташкент. Сюда мы прилетели самолетом, отнюдь не «Аэрофлота», а узбекской национальной авиакомпанией «O`zbekiston havo yo`llari», оно же  «Узбекистон хаво йуллари», или по-русски «Узбекские авиалинии» бортом Airbus A‑310‑300. Выбор данного перевозчика был обусловлен двумя, важными для нас, параметрами, первое – удобство прилета – отлёта по времени (вылет поздно вечером из Москвы и прилёт рано утром в Ташкент и обратный вылет вечером из Ташкента) и второе желательное более низкая стоимость перелёта с учетом перевозки большого количества груза. Так как наша любимая АК «Сибирь» с её 30 кг бесплатного груза туда в нужное время не летела, пришлось лететь этим рейсом.

            В Ташкенте нас встречала компания «АзияРафт», которая занимается туристическим бизнесом в тех краях, в том числе помогает с организацией и решением проблем и вопросов связанных с заброской-выброской, регистрацией, оформлением всяческих необходимых разрешений и пропусков.

Мы рассчитывали на заброску потратить один день, но не тут то было… Всё оказалось не так просто, как мы это себе представляли. Встретить, нас встретили, без проблем, к этому никаких претензий нет. Но дальше стали появляться непредусмотренные ранее согласованной программой сложности: первое, водитель с киргизской визой, который должен был нас везти, сломал ногу, второе, у машины, на которой нас планировали везти, сломалась коробка передач. В результате, конечно за меньшие деньги, нам была обещана доставка до Намангана другой машиной, с обещанием помочь найти машину до границы с Киргизией (до Касансая) в Намангане, что, в дальнейшем, было выполнено. В конечном счёте, наша заброска на Чаткал из Ташкента выглядела следующим образом: 1) встреча в аэропорту на двух РАФиках и доставка на них до базы (офиса) «АзияРафт в Ташкенте, 2) перегрузка в тентованный ГАЗ-66 и доставка в нём до Намангана, 3) перезгрузка в местный автобус КАВЗ 78 г.в. и перевозка в нём до Касансая (границы с Киргизией), 4) ночёвка в детском летнем лагере на окраине Касансая, 5)доставка до погранперехода на местных таксистах, 6) пересечение границы, поиск УАЗа-микроавтобуса (батон) и уже на нём, мы добрались до начальной точки нашего сплава – километров на 8-10 выше паныш-Кыя у железного моста через Чаткал, куда мы попали уже в темноте, ближе к полуночи.

Выброска была не менее интересна. Закончили мы маршрут на правом берегу Чарвакского водохранилища, как только из-за очередного поворота реки увидели мост через Чаткал. Как оказалось, рано закончили, единственное хорошее место для антистапеля находится на левом берегу водохранилища, перед мостом – там твердый берег, нет тины и можно вытащить катамараны из воды в чистом виде. Доставка от места антистапеля до милицейского поста у моста на правом берегу осуществлялась силами местного джигита на старом мотоцикле «Урал», который заводился только с толкача. На нём в несколько заходов перевезли все вещи и весь личный состав группы до моста. По окончании доставки, у моста нас уже ждал наряд пограничников с местной погранзаставы, проявляя бдительность при несении службы. Силами погранцов все наши вещи были быстро доставлены к столовой на погранзаставе. Далее силами автотранспорта пограничников нас доставили с погранзаставы в погранотряд в гарвак, где нас разместили ночевать и поставили утром на довольствие. Уже в Чарвак за нами приехал из Ташкента и нас оттуда забрал Ширяев В.Н. и на заказанной ранее у них же машине доставил нас в Ташкент в гостиницу, где мы еще ночь переночевали и откуда поехали на экскурсию в Самарканд.

В Самарканд мы ездили на снятом на автостанции микроавтобусе Toyota, который отвёз нас туда, возил день по Самарканду и отвёз обратно в Ташкент на следующий день, очень недорого по нашим меркам. В день отлёта, по возвращении из Самарканда, на автостанции мы арендовали опять два микроавтобуса РАФ, которые и доставили нас в аэропорт с заездом на базу АзияРафт за нашим оставленным там снаряжением.

Аварийные выходы с маршрута.

С верховий и до начала 2-го каньона необходимо выходить через с. Янгибазар. На всем участке можно найти средство транспорта. От 4-го каньона и до устья рк-Булак следует выходить пешком на дорогу, которая от моста через р.Чаткал в устье р.Ак-Булак идет к шоссе Ташкент - Бурчмулла.

На участке между 2-м и 3-м каньоном предпочтительнее выходить к ферме у начала 3-го каньона.

График движения.

Здесь представлен график движения, согласованный с МКК.

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

20.сен

1

Москва - Ташкент

2500

самолет

21.сен

2

Ташкент - снги-Базар- устье р.Кара-Кисмак

250

авто, заезд, стапель

22.сен

3

устье рара-Кисмак – 30 км сплава

30

Сплав

23.сен

4

30 км сплава - устье Кара-Терек

34

Сплав

24.сен

5

устье Кара-Терек - устье рандалаш

43

Сплав

25.сен

6

устье Сандалаша- начало 1 каньона

13

Сплав

26.сен

7

Днёвка

0

Днёвка

27.сен

8

1 и 2 каньоны

28

Сплав

28.сен

9

3 и 4 каньоны

31

Сплав

29.сен

10

от начала 5 каньона до паркуш

14

Сплав

30.сен

11

Днёвка

0

Днёвка

01.окт

12

от паркуш до п.Пигак

13

Сплав

02.окт

13

пигак - Слаломный-1 и Слаломный-2

4

Сплав

03.окт

14

конец 5 каньона до автомоста в срич-Мулла

20

Сплав, антистапель

04.окт

15

Брич-Мулла - Ташкент - Москва

100+2500

авто, самолет

 

Следующим представляется реальный график нашего движения, он несколько расходится с заявленным ранее.

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

20.сен

1

Москва - Ташкент

2500

Самолет

21.сен

2

Ташкент – Наманган - Касансай

200

Авто, заезд,

22.сен

3

Касансай – пер. Чапчыма (2840м) - 10 км выше Каныш-Кыя

150

Авто, заезд,

23.сен

4

Стапель, железный мост – первое сужение

10

Стапель, сплав

24.сен

5

Первое сужение - устье рандалаш

23

Сплав

25.сен

6

устье Сандалаша- начало 1 каньона

13

Полуднёвка, сплав

26.сен

7

Днёвка

0

Днёвка

27.сен

8

Обнос Водопадного, 1 и 2 каньоны

28

Сплав

28.сен

9

3 и 4 каньоны до пасеки – кордона заповедника

31

Сплав

29.сен

10

от начала 4 каньона до паркуш, включительно

14

Сплав

30.сен

11

от паркуш до п.Пигак- Слаломный-1

13

Сплав

01.окт

12

5 каньон до автомоста в срич-МуллаЧарвак

13 + 20

Полуднёвка, сплав, антистапель

02.окт

13

Чарвак - Ташкент

100

Авто

03.окт

14

Ташкент – Самарканд

350

Авто

04.окт

15

Самарканд- Ташкент - Москва

350 + 2500

Авто, самолет

        Средства сплава.

Наша группа вышла на маршрут, имея в своём составе четыре двухместных судна:

Три двухместных катамарана «Тритон-2», длина 4 м, ширина 1,8 м, вес 31 кг, объемом 850 л, полезная нагрузка 350 кг. Два катамарана производства «Тритон Лтд», один самодельный по их выкройке.

Один двухместный катамаран «Кулик-11 Мини» длина 3,9 м, ширина 2 м, вес 23 кг, объемом 800 л, полезная нагрузка 300 кг, производства компании «Кулик».

Все катамараны были оборудованы штатными дюралюминиевыми рамами, оболочкой баллонов из армированного ПВХ, внутренними двухсекционными баллонами из ПВХ или прорезиненной синтетической ткани типа «дождь», мягкими надувными сиденьями, а также упорами. Кроме этого каждый катамаран оборудовался чалкой, длиной не менее пяти метров, спасательный концом длиной не менее двадцати метров и двумя запасными вёслами. В комплект каждого катамарана входил насос типа «лягушка» и комплект верёвок для крепления груза при сплаве.

        Техническое описание реки Чаткал.

Высота начала нашего сплава - 1400м. Расход воды около 40 кб.м/с. Средний уклон 8 м/км. Температура воздуха днем 10-20о С, ночью до -2о.

Начало сплава - от железного моста в 8-10 км выше паныш-Кыя.

От начала сплава до 1-ого каньона. Длина участка - 63 км. Потеря высоты - 850 м. Средний уклон – 12-13 м/км. Скорость течения - 2-3 м/сек. На участке 2 каньонообразных сужения. Первое в 3 км от автомобильного моста. Длина сужения 3 км. В сужении легкие шиверы. Препятствия во втором сужении, расположенном в 4 -5 км выше пос. Айгырджал и перед устьем р. Сандалаш, можно отметить как имеющие индивидуальные черты.

Препятствия 1 - 11. Шиверы средней сложности.

Препятствие 12. Шивера перед устьем р. Сандалаш. Осмотр по правому берегу. Проходится по основной струе с осмотром ступени у моста. Основное препятствие - слив, за ним бочка, в которой заметно тянет влево на бык моста. За мостом - продолжение шиверы.

Сандалаш вливается справа, ниже моста примерно в 100-150 метрах, несколькими протоками. (Сразу за устьем - траверс п. Янгибазар.) Ниже устья р. Сандалаш Чаткал течет спокойно, изредка встречаются перекаты. До входа в первый каньон всё легко идётся без просмотра, все препятствия легко читаются с воды.

Препятствие 13. «Водопадный». (I-ый каньон). Перед 1-м каньоном правый берег становится невысоким обрывом, сложенным из пластов глины красно-коричневого цвета, длиной около 400 метров. За ним на правом берегу высокая гора с осыпями. К ориентирам каньона можно добавить грунтовую дорогу, круто поднимающуюся по левому склону вверх, серпантином. Это дорога на перевал Чапчыма. По этой дороге мы сюда и забрасывались. Осматривать каньон можно с обоих берегов - на левом неплохая дорога, на правом тропа, идущая посередине крутого осыпного склона, местами засыпанная. Мы пристали метров за 50 до каньона к правому берегу. Осмотр по тропе, в районе водопада довольно высокой.

Каньон начинается мощным навалом на камни правого берега, затем ряд сливов с интервалом в 50-70 м, высотой 1,0-1,5 м, валы, в русле крупные камни. Ширина реки внизу около 15 м. Пристать в каньоне до водопада можно в нескольких местах, а также на отмелях, на участке быстротока, длиной около 300 м, непосредственно перед водопадом. Самое удобное место для чалки для осмотра и/или обноса на крутом левом повороте на правом берегу на крупно-каменистую осыпь.

Водопад состоит из двух ступеней с общим падением около 4-х метров на участке 30 метров, затем еще метров около 100 - крутопадающий порожистый участок.

Для обноса водопада удобнее правый берег, где нет нужды поднимать суда и вещи высоко на берег, их можно обнести по тропе, вблизи уреза воды. И сам обнос несравненно короче - только водопад - около 50-70 м. в зависимости от места спуска судов на воду. Мы спускали суда в улова по местным расщелинам, со страховкой на веревке. С отвязыванием вещей, просмотром, фотографированием и тяжелыми раздумьями идти-не идти, обнос вещей и судов по правому берегу занял у нас часа три. Напротив водопада, на тропе под деревом стояла палатка местных золотоискателей.

После водопада до конца каньона можно идти со взаимостраховкой, с разведкой с воды.

Препятствие 14. Протяженная шивера. Сливы с плит, косо выходящих из воды, валы. Идется сходу.

Между 1-м и 2-м каньонами неширокая межгорная котловина, длиной около 15 км. Берега обрывистые, река течет одним руслом, местами шириной до 80 м. Препятствия сосредоточены на сужениях, образованных галечниковыми отмелями. Это слабые перекаты, прижимы, шиверы, небольшие локальные сливы.

Перед 2 каньоном левый берег - широкая пойма. Каньон (длиной около 7 км, сплав 1 час) осыпного типа, для сплава не сложен. Перед входом в него река круто поворачивает налево, метров через 300, войдя в каньон, также круто поворачивает направо. Осмотр возможен с тропы правого берега. В самом каньоне серьезных препятствий нет, линия движения видна с воды.

Препятствие 15. Шивера на входе в каньон. Длина 150 м. Прижим к валунам левого берега, валы до 1 м. Прошли у правого берега.

Препятствие 16-18. Шиверы длиной 100-250 м. Валуны, валы до 1 м. Все прошли по основной струе, уходя от валов вправо.

Между 2-м и 3-м каньонами препятствий нет. Этот участок хорошо подходит для стоянки. Вставать удобно на единственном хорошем месте сразу после выхода из каньона, на правом берегу, на большой открытой поляне. За 2-м каньоном котловина длиной 3 км, река разбивается на протоки. Перед 3-м каньоном река собирается в одно русло, берега повышаются. Метрах в 200 перед началом каньона на левом берегу ферма, над водой перекидной мост на тросах.

Третий каньон красивый, скальный, с высотой стен до 200 м. Русло узкое, с резкими поворотами. Общая длина каньона около 4 км. По препятствиям 3-й каньон не сильнее второго.

Препятствие 19. Начинается 3-й каньон мощной шиверой, за ней слив и цепь стоячих валов высотой до 1,5 м. Ориентир шиверы - ключ, падающий водопадом с правого берега, река сужается, слегка поворачивает влево. Левый берег низкий, много ежевики.

Примерно в километре от начала, каньон переходит в красивый скальный коридор, сложенный из мрамора. Вверх вздымаются отвесные стены до 200 м высотой, ширина коридора до 15 м. Из препятствий - прижимы, отдельные камни, мощные уловы и водовороты. В основном из-за водоворотов 3-й каньон идется несколько медленнее 2-го, время его прохождения - 1 час. Сразу за впадением левого притока, по окончании каньона, хорошее место для стоянки. Есть заброшенный сад. В самом каньоне, на левом берегу, в распадке, практически сразу после начала коридора, неплохое место для дневки.

Ниже 3-го каньона долина узкая, река течет одним руслом.

Препятствие 20. Цепь несложных шивер. Расположены между 3-м и 4-м каньонами.

Четвёртый каньон осыпного типа длиной около 5 км. Препятствий нет. От конца каньона до начала порогов около 2 км. В конце каньона долина реки расширяется до 300-400 м, плавно поворачивает направо, река разбивается на несколько проток, сливающихся перед порогом № 21.

Препятствие 21. Расположено на крутом (около 150 град ) левом повороте. Длина 80 м. В центре русла камень. Проходы чистые.

Препятствие 22. Основная ступень на прямом участке 200 м представляет собой горку из камней. Маневр не сложен. Через 50 м левый поворот (более 50 град ) и вторая ступень. Общая длина порога около 300 м. Осмотр по левому берегу.

Далее на протяжении 2 км несложные шиверы. Линия движения видна с воды.

Препятствие 23. «Найзинские» пороги. Каскад порогов у р. Найза (1,2 км). Ориентиром служит длинный левый поворот. Сразу за ним левый приток и через 40-50 м спокойного участка - первая ступень - мощный косой слив через гряду камней. После река уходит вправо. Осмотр с левого берега, пристали выше притока. Заходили в порог несколько левее центра с дальнейшим смещением вправо, в середине шли под правым берегом, после порога чалились на левый берег.

Через 100 м - три ступени с интервалом 50-70 метров. Пороги слабее предыдущего.

Далее до пасеки на правом берегу шли с осмотром с воды. В районе пасеки огромный сад с фруктами, здесь есть место для стоянки. Отсюда же по правому берегу говорят можно подняться к водопаду, высотой около 10 м, на правом притоке раткала, впадающем практически напротив р. Найза. К нему ведет хорошая тропа. Мы это не видели.

Препятствие 24. Порог (200 м). Расположен в 200 м от ручья (правого). На прямом участке, с большим падением воды, лавировка между подводных камней. Затем правый поворот, и через 50 м слив через подводные камни. Далее 100 м спокойно.

Препятствие 25. Шивера на левом повороте (300 м). На входе мелко, ниже навал на огромный плоский камень справа, слева 2 валуна. Валы до 1,5 м. Разведка по левому берегу. Проходили у левого берега, на выходе по центру.

Далее на протяжении 1 км несложные шиверы

Препятствие 26. Порог "Ароб" (200 м). Порог, одноименный с левым притоком. В техническом отношении не сложен. В пороге сначала гряды валов от сужения, затем слив через гряду камней, высотой около 1,5 м, за сливом пенный котел. Входили в порог левее середины, затем в сливе свалились влево, чтобы избежать прыжка с камней.

Через 50 м на правом повороте следующее препятствие.

Препятствие 27. За правым поворотом реки на прямом участке. Длина 200 м. Прямой слив, затем валы. Проходили по краю струи.

Далее шивера. За шиверой 2 км спокойно.

Препятствие 28. Порог длиной более 1 км. За 150 м - на левом повороте галечниковый остров. Вход в порог на правом повороте, левый берег - круто обрывающаяся осыпь. Правый - невысокая плоская площадка, подмытая водой.

Сразу за поворотом река перегорожена несколькими каменистыми грядами. Сложный участок начинается метрах в 150 от начала. Русло сужено валунами, очень большое падение, частые гряды валунов и отдельные камни, сливы с них до 1,5 м, пенные ямы, узкие проходы. Наиболее сложный участок метрах в 500 от начала. Река поворачивает вправо. Две гряды камней - сначала от правого берега, следом - от левого.

До следующего препятствия 1 км спокойно.

Препятствие 29. Порог после левого поворота (200 м). Напротив, на правом берегу - крупные скалистые обломки. Косой слив с гряды, валы до 1,5 м. В техническом отношении не сложен.

Далее 1,5 км спокойно.

Препятствие 30. Порог на S-образном повороте реки (200 м). На входе прижим к скале левого берега, мощный слив через камни, вал более 1,5 м, затем навал на правый берег. От валов и сливов легко уйти. Осмотр по правому берегу.

За порогом через 150-200 м начинается "Харгуш".  Чалиться надо на правый берег с крупными камнями на берегу, на левом повороте реки. На возвышенном правом берегу перед началом порога могила и памятник.

Препятствие 31. Порог "ХАРГУШ".Порог Харгуш, длина 1,5 км. Осмотр по правому берегу. Очень сложный и интересный порог.

Перед порогом подпор воды, расширение русла, справа улов. На входе в центре - валун, метра на 3 возвышающий над водой. Условно можно выделить 4 участка в пороге:

1 участок, длина 700 м - от входа правого поворота реки. Участок напоминает Найзинские пороги. Мощные сливы через гряды и валуны. В конце участка река буквально перегорожена камнями с интервалом 2-3 м, между которыми река срывается 2-х метровыми сливами.

2 участок начинается на  правом повороте реки, длина 600-700 от мощного слива воды через зубья, бьющего в валун под правым берегом.

На последней части данного участка в центре русла лежит огромный обливной камень, оставляя справа и слева узкие проходы с крутыми косыми сливами, левый берег - отвесная красная скала. Кроме того, между участками валы, пенные котлы, зубья и прочее. Порог достаточно сложен для чистого прохождения.

Порог проходили на разгруженных судах в один заход, по очереди, первым шёл катамаран руководителя, затем кат-4, кат-3 и замыкающим усиленный руководителем кат-2. Страховка в конце порога с берега и с воды. Съёмка велась с удобных мест для съёмки во второй части порода с возможностью съемки третьей, выходной части.

Прохождение порога проходило в первой части по центру, по основной струе с постепенным смещением к правому берегу в конце первого участка. Второй участок проходился каждым экипажем по своей траектории. Заход во вторую часть со слива у правого берега, далее смещение ближе к центру и маневр по центральной струе с обходом камней по курсу движения со смещением к левому берегу, далее перед выходом из порога траверс перед выходной грядой камней к сливу в правой части гряды под правым берегом и чалка в улова на правом берегу напротив вертикальной стены левого берега, перед раздвоением потока на два рукава.

Далее следует двухкилометровый участок шивер средней сложности. № 32, № 33 и, возможно, № 34 смотрятся сразу от "Харгуша". В целом после порога "Харгуш" препятствия сложнее, промежутки меньше, а шиверы в промежутках мощнее.

Препятствие 32. Через 150 м от "Харгуша" галечный остров образует две протоки. Правая протока мощнее, но она сильно засорена камнями, левая несколько шире. Прошли правой протокой, вначале прижимаясь к правому берегу, а от слияния проток ушли влево, т.к. выйти сразу в левую протоку с места спуска катамарана на воду не предоставлялось возможным.

Препятствие 33. Длина 250 м, расположен через 100 м после № 32. Первые 100 м - камни, валы по всему руслу. В нижней трети шиверы под серой скальной стенкой правого берега серия сливов с плит и мощные валы до 2 м. При прохождении держались левее центра.

Препятствие 34. Длина 300 м, в 150 м от предыдущего препятствия в конце скальной стенки. На слабом левом повороте большое падение воды, валы, но чисто. Проход по центру, по краю валов. При желании осмотр с левого берега.

Препятствие 35. На прямом участке в 200 м от № 34. Длина 70 м. Перед входом слева - отвесная скала. В русле сливы, камни, валы до 1,5 м. Прошли по краю валов.

Препятствие 36. Расположен в 100 м от № 35, длина 150 м. На входе мощный слив через гряду валунов. Выход сужен валунами, в центре два зуба.

Препятствие 37. Длина 200 м, расположен в 150 м от № 36. Перед порогом на террасе левого берега большой светлый камень, очертаниями напоминающий юрту. Порог на прямом участке. Чистая мощная струя, суженная на выходе валунами до 12 м, валы 1,5 м. Через 70 м быстротока, за правым поворотом - порог № 38.

Препятствие 38. Порог "Кишлаксай" (800 м). Осмотр по правому берегу. На входе в русле крупный обломок скалы, слева от него русло загорожено камнями. Справа косой слив высотой около 1,5 м, затем мощные валы, в которых нужно уйти влево, чтобы пробиться через гряды камней, перегораживающие русло справа, в 100 м от слива. В камнях сливы, около 1 м высотой, ямы, затем валы до 2 м. Метров через 250 русло сужено двумя камнями, между ними  слив 1,5 м. За ним нужно сразу уходить к левому берегу, чтобы по мощным косым валам, прижавшись к берегу, уйти от обливного камня. У камня слив 1,5 м. Проход вдоль левого берега шириной около 4 м, в струе зубья. На выходе навал на большой плоский камень, слева от камня еще один слив 1,5 м. За ним нужно уходить в центр и, пересекая цепь валов, зачалиться можно метров 250 ниже к правому берегу. Мы прошли этим путем. В конце порога шивера . Страховка осуществлялась с воды после каждого участка.

Препятствие 39. Участок шивер 2,5 км. Ниже № 38 - сплошная шивера длиной 2,5 км - камни, сливы, валы до 1,5 м. Примерно через 1 км шивера начинает успокаиваться, но затихает лишь к № 40. Несмотря на мощь, проходы и линия движения видна с воды, можно идти сходу.

Препятствие 40. Длина 250 м. Начинается на крутом левом повороте, справа каменистая отмель, к которой пристали для осмотра № 40 и № 41, их можно пройти в один прием. На входе мелко, камни, на входе сливы, прижим к валунам левого берега. Далее следует правый поворот, где можно пристать к правому берегут, так как через 30 м вход в порог "Пигак".

Препятствие 41. Порог "Пигак". Общая длина порога около 1,5 км. Осмотр по правому берегу. Порог начинается за правым поворотом, в 70 м после окончания № 40. В нем можно выделить 4 ступени: вход, трек, длинный слаломный участок и финишная шивера.

На входе русло сужено крупными валунами до 6м, между валунами слив около 0,8 м, за ними валы до 0,7 м. Через 60 м второй слив, образованный крупным скальным обломком и грядой подводных и надводных камней. Высота слива около метра, за камнями мощные пенные котлы. Для крупных судов проход по центру слива, для небольших и маневренных судов возможен обход гряды слева. Перед вторым сливом слева вливается ручей. В 20 м от слива начинается трековый участок, длиной около 50 м. На плавном правом повороте серия сливов с подводных камней образует горку, которую завершает мощный крутой косой слив высотой более 1,5 м с огромной ямой за ним и пенным уловом. В сливе слева к воде подступает отвесная стена, но навала на нее не чувствуется, скорее слабый отбой.

За треком метров 40 быстротока, на котором при желании можно зачалиться к правому берегу.

В коце отвесной скалы за быстротоком еще один слив. Метрах в 150 от основного слива трека, у левого берега характерная треугольная скала высотой метров 17. У ее основания начинается слаломный участок. Весь участок от трека до окончания скалы можно характеризовать как плесовый, несмотря на наличие на нем двух сливов высотой 1 м и 0,5 м. От скалы река плавно поворачивает направо. Напротив скалы в Чаткал впадает его правый приток - р. Пигак.

Проходили вход в порог справа прыгали в слив извилистой структуры высотой около одного метра, далее смещались влево к центру струе и по центральной струе проходили трек с валами и слив в конце участка, далее перед впадением притока чалились для отдыха и организации съёмки на следующем ниже участке.

Третий участок порога (он же, Первый слаломный порог) представляет собой непрерывный каскад сливов, валов, ям, камней. На первых 100 м основная струя постепенно уходит от правого берега к левому, затем русло поворачивает вправо. На поворотном участке длиной метров 60 линия движения осложнена двумя группами надводных камней. Здесь приходится выполнять S-образный маневр. От левого берега в центр, затем опять влево и после этого к правому берегу. На прямом участке за поворотом серия сливов более 1 м, с крутыми валами и бочками, которая завершается боем в крупный угловатый валун «чемодан».

Проход справа от него засорен камнями. Длина прямого участка до следующего поворота влево 250 м. За «чемоданом» на участке 150 м до поворота еще два слива с грядой подводных камней.

С поворота, который продолжается метров 400, начинается последняя ступень. Финишная шивера уже несложна по сравнению с предыдущими ступенями. Проход по центральной струе.

Прохождение порога: старт от правого берега, смещение к центру далее трек - по центру, поворот по S-маршруту, «чемодан» оставлен справа, сливы выше него и ниже - по центру, далее чалка справа в улова у камней правого берега.

Препятствие 42. Длина 300 м. Находится в 200 м от № 41. Круто падающий вход, валы. В конце 1 ступени, чуть левее центра, зуб. Во 2 ступени галечниковый остров. Левая протока мелкая, правая на выходе сужена правобережной скалой. Валы до 2 метров. Прошли левее центра, минуя валы.

Препятствие 43. Длина около 800 м. Каскады сливов через гряды валунов, с интервалами 30-50 м. Валы 1,5-2 м. Проходили по левому краю основной струи с уходом от валов.

Препятствие 44. Порог "Шабрез" (он же, Второй Слаломный порог) (500 м). Расположен в 120 м от № 43. Непосредственно перед порогом слева впадает ручей. Осмотр по правому берегу. Правый берег перед порогом выполаживается в песчаную отмель с валунами и деревьями. Левый берег - глинистый обрыв.

Порог шиверного типа с равномерным уклоном, средней сложности, но трудоемкий. Вход в порог необходимо осмотреть. Скопление валунов подпруживает реку. В центре слив, за ними продольная гряда валунов разбивает струю на протоки. Правая предпочтительнее, т.к. в ней меньше камней. За сбоем струй, в 80 м навал на скалы левого берега. Везде валы до 1,5 м.

В конце порога справа отвесная скала. От нее начинается пятый каньон. Каньон начинается в 1 км выше устья р. Акбулак.

Препятствие 45. Длина 800 м. Начинается в 200 м от входа в V каньон. Река сжимается скалами. Короткие каскады сливов с интервалов 70-120 м. Заканчивается перед автомобильным мостом выше устья левого притока Акбулак. Прошли по центру. Перед мостом зачалились в маленький круглый улов к левому берегу.

Здесь находится кордон Беш-Аральского заповедника. Еще один кордон находится  на пасеке на левом берегу после третьего каньона.

По мосту проходит граница между Киргизией и Узбекистаном.

Через 20 минут сплава от моста над рекой трос с люлькой. В 300 м за ней сложный участок. Осмотр по правому берегу.

Участок от устья р. Акбулак до троса для сплавов не сложен.

Препятствие 46, «Худайтот». Двухступенчатый порог (400 м). Сложный участок начинается в 300 м от троса с люлькой (водомерный пост). Осмотр по правому берегу. Порог начинается мощной шиверой на правом повороте (за поворотом слева водопадом вливается в Чаткал ручей). За поворотом вода наливается на береговые скалы правого берега. В центре русла отмель, протока слева от нее забита камнями. Проход по правой осложнен на входе и выходе камнями по центру. Прошли по струе у самого правого берега через прижим. Страховка с воды в конце порога.

Препятствие 47, «Диафрагма», каскад порогов. Чалка к правому берегу сразу после № 46. Осмотр каньона до "Кривого горла". За прижимом метров 300 идет средней сложности шивера. Следом порог 150 м. Слив с группы камней правого берега и прижим к скалам левого берега. Здесь через реку перекинут пешеходный мостик. От него река вступает в скальный коридор длиной 2-2,5 км. Следует ряд сужений до 4-5 м и в 250-300 метрах от моста - кульминационный участок 5 каньона - «Диафрагма», состоящий из двух последовательных сужений: первое - до 4 м , второе - до 3 м на расстоянии 6 м друг от друга, при этом во втором сужении река поворачивает направо. Участок круто падающий, отбойные валы от обоих берегов. Катамараны вошел в горло точно по центру, но тем не менее контактов с берегами избежать не удалось, особенно сильно выбрасывало к левому берегу, несмотря на сильный отбойный вал около него.

Далее река явно успокаивается и через 2 км скальный коридор, а с ним и каньон, заканчиваются. Русло расширяется, по берегам галечниковые и песчаные отмели. Препятствия - прижимы, от которых легко уйти. Через 1,5 км начинается порог "Аурахмат".

Препятствие 48. Порог "Аурахмат". Находится в зоне затопления Чарвакского водохранилища. "Аурахмат" открывается только при большом (более 10 м) сбросе воды из Чарвакского водохранилища. Назван по имени поселка и санатория на правом берегу, покинутых при затоплении водохранилища. Порог расположен в мягких наносных породах и, видимо, легко изменчив.

Ориентиры: ручей слева, остатки строений санатория на правом берегу. За строениями скала высотой 10 м желто-розового цвета, подходящая к воде. Чалиться для осмотра в устье ручья или выше скалы. Мы пристали у остатков санатория. В нашу воду порога не было.

После появления в зоне видимости моста через Чаткал, закончили сплав через Чаткал на правом тинистом берегу закончили сплав, измазались все и сами и катамараны в иле-глине, пока всё вытащили на берег и разобрали.

По обнаженному дну водохранилища вышли к местной дороге, по которой добрались до вышеуказанного моста, пешком это занимает около 20минут.

Но чалится и вставать на антистапель надо на левом берегу перед автомобильным мостом – там есть хороший выход из воды (без тины) и место для расположения.

Места ночевок и рекомендации по их выбору.

Первое место ночевки на реке выбиралось ночью, по приезду на реку. Место оказалось достаточно правильное, особенно с учетом его выбора в полночь, в полной темноте. Расположено на правом берегу, метров на 400 выше железного моста через Чаткал, в примерно 10 километрах выше п. Каныш-Кыя. Как выяснилось на правом берегу правого притока, возле зарослей облепихи на полянка, ниже общего уровня окружающих полей.

Второе место расположено на левом берегу, примерно перед первым сужением, выше паныш-Кыя на очередной излучине реки на левом повороте, слева – песчано-каменистая коса. Стоянка располагалась на поляне, отделенной от реки плотными зарослями различных колючих кустов. Но, как выяснилось, удобнее было бы сделать стоянку на 1,5-2 километра ниже на правом берегу. Мы, на следующий день там видели пару полян, очень неплохих, похожих на поляну «футбольное поле» выше «люльки» на Мзымте.

На следующий день мы уже дошли до стрелки с Сандалашем. Там выбор мест стоянки не большой. Мы встали на правом берегу, сразу после впадения притока (Сандалаша) в Чаткал. Там есть неплохое место под деревьями. От этого места стоянки удобно сходить (или забрасываться) по правому берегу на рандалаш. выше по Сандалашу, примерно в километре, находится деревня Сандалаш, еще выше километра через три – еще одна деревня в которой есть мост через реку, далее до окончания нижнего каньона Сандалаша около километра, там в последние года стоит лагерь золотоискателей – копают руду в самодельной шахте и моют в реке. Радиалка сюда и обратно заняла у нас около четырех часов.

Третий день сплава мы закончили на правом берегу перед входом в Первый каньон – там справа есть заросли типа слегка заболоченного леса, там мы и нашли себе уютное место для стоянки, и как выяснилось и для днёвки. Там же мы сожгли все остатки запасов древесины заготовленные местным населением, которые мы посчитали отходами от заготовки. Место стоянки расположено метров за сто до левого поворота, перед ним большая широкая галечная отмель, а напротив на левом берегу – серпантин дороги, ведущей на перевал Чапчыма, откуда мы приехали.

Следующий день ознаменовался обносом водопада и прохождением первого и второго каньона. А со стоянкой мы пролетели, не выделывались бы – всё было бы хорошо. На стоянку планировали встать в котловине между вторым и третьим каньонами, так собственно и сделали, но не послушали рекомендации из предыдущих отчетов – встать на правом берегу, сразу после выхода из второго каньона – там широкий плоский берег, уходящий вдаль и было бы нам там счастье. Мы же захотели встать, чтобы утром солнце сразу начинало нас освещать, и как выяснилось, таких хороших мест в этой котловине нет. В результате мы поплыли по разбоям в котловине дальше и встали на левом берегу, где вся река начинает собирается опять в одно русло, на поляне, заросшей высохшей травой в рост человека и с колючками.

На следующий день мы проходили с утра красивейший третий каньон. Он действительно велик! Если есть желание и время, можно встать где-нибудь в каньоне – рыбу половить, там она должна быть. Снасти у нас были, но желания не хватило. В этот же день прошли и четвертый каньон, дошли до первых серьезных препятствий и до пасеки на правом берегу в заброшенном саду. Там сейчас есть и пасека и что самое противное – кордон егерей заповедника, общение с ними не доставило нам ни какого удовольствия, если можно так сказать. Разрешение на посещение заповедника в Янги-Базаре мы не брали, думали будет проще договориться с егерями на кордоне, но то ли они уродами оказались, то ли их «Команда Горький» чем-то обидела или испортила, то ли всё это вместе взятое… В результате мы конечно договорились, но не так как рассчитывали. Так что вставать там не надо. Остановиться в этот день, после прохождения четвертого каньона и начала препятствий можно (рекомендую) до пасеки на левом берегу – там есть хорошие площадки и террасы для стоянок.

На следующий день мы дошли до Харгуша и весь день занимались прохождением его. Там есть место стоянки в середине порога, оборудованное и утоптанное отдыхающими «Команды «Горький», можно встать там. Мы встали тоже на правом берегу, сразу после порога, напротив большой скалы находящейся на левом берегу, но где-то метрах в 100-150 от берега, там есть хорошая ровная, почти песчаная полянка. Один минус – без ветра там повылазила очень злая мелкая мошка и покусала нашего реммастера, просто до безобразия – больше ста укусов на кистях рук, и всё это у него потом опухло…

На следующий день мы дошли и прошли Пигак и Ко. Последнее наше место стоянки на реке было ниже Пигака-Второго Слаломного, на правом берегу, метров за 150‑200 до поворота реки налево. Там есть очень уютное и оборудованное место для стоянки с остатками какого-то сооружения непонятного назначения под персиковыми деревьями (правда персиков мы не нашли). Оттуда по тропе можно сходить на плато над Пигаком, где растёт много грецких орехов, которых мы и набрали в результате. На этом же месте мы провели свою последнюю полуднёвку на маршруте. Следующую ночь мы уже встречали и проводили в обществе пограничников на их территории.

Выводы и рекомендации.

Резюме похода будет следующее:

При прохождении маршрута уровень подготовки группы и состояние реки позволяло нам идти большую часть маршрута без предварительного просмотра с берега, с просмотром, съёмкой и страховкой с воды.

            Предварительный просмотр осуществлялся четырех препятствий: «Водопадный» в первом каньоне, «Найзинский», как первый из серии сложных порогов, по описанию, «Харгуш», как действительно самый серьёзный порог на маршруте и «Пигак» (вместе с Первым Слаломным), как третье, по значимости препятствие на реке. Из выше перечисленного: обнесли «Водопадный» и шли разгруженными «Харгуш». Найзинский и «Пигак» шли с вещами, но производили съёмку с берега.

            При прохождении остальных препятствий осуществляли взаимостраховку и фото- видеосъёмку с воды. Соблюдали порядок и интервалы следования: первым шел обычно кат-1, следующим кат-4, далее кат-2 и замыкающим кат-3. С первого и четвёртого катамаранов осуществлялась, при возможности, съёмка прохождения последними катамаранами препятствий.

В наше время (конец сентября) и нашу воду (низкий уровень, по нашему мнению и выше среднего, по оценке «АзияРафт», прошедших этот маршрут неделей ранее) данный маршрут можно оценить как слабую пятёрку.

Маршрут является классическим маршрутом для знакомства с реками Средней Азии. Его можно рекомендовать группам, имеющим опыт автономных походов 4-5 к.с. на Алтае, Саянах, Кавказе. В зависимости от сроков, сюда можно идти на катамаранах-четвёрках – в августе или на катамаранах-двойках – в сентябре. Каякерам, с достаточным опытом, этот маршрут будет тоже, безусловно, интересен, вне зависимости от уровня воды.

Если есть возможность (время, опыт, желание) можно от стрелки с Сандалашем, забросится на Сандалаш. Но дорога есть похоже только до лагеря золотоискателей у нижнего каньона, дальше (выше) с их слов идёт хорошая тропа. Так что дальше только пешая заброска. А то что можно заехать – не интересно с точки зрения сплава.

Сплав начинать выше входа в первый каньон смысла не имеет – гладкая вода. В крайнем случае от стрелки с Сандалашем – будет 13 км размяться и в Янги-Базаре можно оформить разрешение на посещение заповедника.

            Да, и как гипотетическая рекомендация, перенести водопад из первого каньона в пятый, чтобы не заниматься обносами, в которых, как выясняется позднее, нет никакой необходимости.

            Необходимо не забыть взять средства от мошки, а то она может попортить немало крови.

При организации похода особое внимание обратить на оформление необходимых разрешений на пребывание в погранзоне (МВД Узбекистана) и на пересечение границы вне зоны погранперехода (Узбекское КГБ). Все необходимые разрешения можно сделать через компанию Ширяева Владимира Николаевича «АзияРафт», http://asiaraft.netfirms.com тел. 8-10-998712-67-0918 в Ташкенте.

При прохождении таможен и пограничников внимательно проверяйте постановку всех необходимых печатей в паспортах участников! Не теряйте таможенные декларации, заполненные и отмеченные печатями таможни, они могут пригодиться при очередном пересечении границы.

Необходимо иметь с собой американскую валюту в мелких купюрах. Сейчас менять валюту разрешено в обменных пунктах в банках, не меняйте её с рук во избежании провокаций и других неприятностей. По справке, полученной в обменном пункте в банке, избыток местных узбекских сумов можно обратно поменять на доллары при выезде.

Киргизская валюта – сомы может быть нужна только на заброске в Ала-Буке и либо в Янги-Базаре, либо на кордоне при общении с егерями., хотя егеря готовы взять и в долларах США.

В магазинах, на рынках и местах общественного питания лучше рассчитываться в местной валюте. С водителями валюту расчёта лучше оговаривать сразу, чтобы они потом не пытались по-мелкому обжулить на курсе пересчёта. Услуги таможенников и погранцов можно оплачивать в любой валюте, у нас даже получилось раз и рублями, хотя лучше в местной.

Всю ввозимую электронику – сотовые телефоны, видеокамеры, фотоаппараты необходимо декларировать. Для ввоза радиостанций необходима их сертификация и регистрация, которые очень сложно, если всё же возможно, получить. У нас получилось и ввезти и вывезти их без предъявления, мы их просто не показывали, так как нас не досматривали полностью нигде, и груз не просвечивали. На вылете пытались просветить груз после сдачи в багаж, но так как мы уже опаздывали с вылетом, нам сошло с рук -  сказали, что везем фонарики, телефоны, радиоприемники.

Сотовая связь есть при заброске и выброске, на маршруте, так как он проходит вне населённой и малонаселённой местности сотовой связи нет. Сотовая связь есть в Ташкенте, по дороге, в населенных пунктах, на границе Узбекистан-Киргизия в Касансае. В Янги-Базаре связи у нас уже не было, или еще… На выходе с маршрута у моста и вдоль Чарвакского водохранилища связь есть, но слабая и неустойчивая, для того чтобы позвонить приходилось пройтись по дороге в поисках лучшей точки приёма сигнала. Да, и не забудьте включить международный роуминг.

Дополнительные сведения о походе

Смета расходов на путешествие

Данные приведены в рублях, пересчёт из других валют осуществлялся по следующим курсам (сентябрь 2003г.), ориентировочно:

30,25 рублей за 1 USD,

975 узбекских сумов за 1 USD,

25 кыргызских сомов за 1 USD.

Количество участников: 8

Всего расходов по статье

В расчёте на 1 чел

авиабилеты

     76 113,00  

     9 514,13  

аптека, доп. расходы

          745,00  

         93,13  

почта+карты

       1 511,31  

        188,91  

раскладка

       9 545,00  

     1 193,13  

багаж авиа в Ташкент

       9 031,00  

     1 128,88  

Расчёты с  Азия-Рафт

     18 452,50  

     2 306,56  

автобус Наманган-Косонсой

          907,50  

        113,44  

Питание при заброске

       1 304,56  

        163,07  

Ночёвка+доставка до границы

          459,18  

         57,40  

переход границы Уз-Кир

       2 281,89  

        285,24  

машина Косонсой-Каныш-Кия

       4 653,85  

        581,73  

заповедник

       2 561,50  

        320,19  

переход границы Кир-Уз

          907,50  

        113,44  

перевозки у границы

          434,36  

         54,29  

питание в Чирваке

          465,38  

         58,17  

ужин в Ташкенте

       4 537,50  

        567,19  

автобус Таш-Самарканд-Таш

       3 451,60  

        431,45  

гостиница в Самарканде

       2 978,46  

        372,31  

питание в Самарканде

       1 509,40  

        188,67  

экскурсии в Самарканде

       2 507,65  

        313,46  

дыни, сумки, лепешки

          201,67  

         25,21  

автобусы Ташкент-а/порт

       1 210,00  

        151,25  

багаж авиа в Москву

       9 982,50  

     1 247,81  

 

 

 

Обществ. Расходов, рублей

    155 752,31  

 

Долларов США

          $ 5 149

 

В среднем на человека, рублей

 

     19 469,04  

Долларов США

 

        $643,60

Расходы на человека, при нашей, недешевой авиазаброске, составили около 650 у. с человека, без поездки в Самарканд, обошлось бы еще на 50 у.е. с человека дешевле. При наличии возможности отправки багажа в Ташкент и из Ташкента поездом или грузом, а не багажом самолётом, можно еще сократить расходы на поход еще порядка 50 у. с человека.

Список литературы и ссылки на источники.

  1. Отчёт № 5747 в библиотеке МГЦТК 1995г. Черник
  2. Отчёт № 5484 в библиотеке МГЦТК 1997г. Потапенко
  3. Отчёт № 5091 в библиотеке МГЦТК 1988г. Лагода
  4. Отчёт № 5060 в библиотеке МГЦТК 1988г. Скорик
  5. Отчёт № 5027 в библиотеке МГЦТК 1988г. Гаврилов
  6. Отчёт № 4918 в библиотеке МГЦТК 1987г. Калашников
  7. Отчёт № 4775 в библиотеке МГЦТК 1986г. Черник
  8. http://golovkin.lib.ru/Chatkal/ch1.htm отчет в интернете 1999г. Головкин
  9. http://chaos.ssu.runnet.ru/tur/avk/CHATKAL/otchet.htm отчет в интернете 1994г. Постнов
  10. http://skitalets.ru/books/popmar/chatkal.htm описание реки источник: Киняев В. В., Мазуров В. В. "Популярные водные маршруты". Тула, 2001.
  11. http://skitalets.ru/books/rekisssras/chatkal.htm описание реки источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.
  12. http://www.vvv.ru/papers/textview.php3?paper=214 отчет в интернете 1984г. Лысенко
  13. http://www.tag.spb.ru/persons/lysenko/chatkal.html отчет в интернете 1984г. Лысенко
  14. http://www.turizm.kg/vodnik/otchet/srasia/chatkal2.htm описание реки
  15. http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/midasia/chatkal/97potapenko/ отчет в интернете 1997г. Потапенко
  16. http://mmshotin.chat.ru/chatkal/autmn96.htm отчет в интернете 1996г. Андреев

Карта со схемой заброски на маршрут

Схема водной части маршрута

и расположения препятствий



Hosted by uCoz